Перейти к основному содержанию

Ректор Казанского энергетического рассказал о будущем российской энергетики

У одного из трёх российских специализированных вузов в области энергетики – Казанского государственного энергетического университета (КГЭУ) – непростая история. В 1930-м, в том же году, что и Московский энергетический институт (МЭИ) в Казани появился вуз аналогичного профиля. Однако он был закрыт всего через три года. В 1968-м в столице Татарии начал работу филиал МЭИ.

С сентября 1999-го вуз существует в самостоятельном статусе. Сегодня КГЭУ выпускает специалистов, в полной мере соответствующих по уровню квалификации возросшим требованиям энергетической отрасли, стоящей на пороге решительной модернизации. За последние годы вырос средний балл единого госэкзамена (ЕГЭ) у поступающих, активизировалась научная работа. Ректор Эдвард Абдуллазянов в своём интервью «Форпосту» рассказал о том, каким вуз входит в новый учебный год и куда движется высшее энергетическое образование в России. Рассказал и об участии в проектах альтернативной энергетики – ветропарках и инфраструктуре для электротранспорта будущего.

- Открывшееся 1 сентября новое общежитие КГЭУ стало одним из пяти инфраструктурных объектов Минобрнауки, введенных к новому учебному году. Это отличный завершающий аккорд приёмной кампании. Как Вы оцениваете ее итоги?

- Действительно, ввод в эксплуатацию нового, четвертого общежития – важное событие для нашего университета. Качественная учёба в современных условиях невозможна без комфортного проживания. Благодаря поддержке президента Татарстана Рустама Минниханова объект был включен в 2017 году в федеральную целевую программу по строительству студенческих кампусов, и вуз получил финансирование полмиллиарда рублей. Наш новый студенческий дом - 21-этажная «свечка» с великолепным видом на Кремль и Казанку - соответствует по комфортности гостиничному уровню «четыре звезды плюс». Кстати это уже второе по счету общежитие, которое вуз сдаёт за последние пять лет.

Missing материал.

Что же касается оценки нынешней приёмной кампании, то, я считаю, она прошла успешно. Количество заявлений по сравнению с прошлым годом увеличилось на 11%, это позволило нам провести зачисление в один этап и обойтись без дополнительного набора.

Тут сыграли сразу несколько факторов: слияние форматов онлайн и офлайн в ходе приемной кампании, расширение проектов поддержки абитуриентов и студентов, а также полученное от государства «добро» на увеличение контрольных цифр приема. Так, если в прошлом году на бюджетные места бакалавриата мы могли набрать 866 человек на очную форму обучения, то в этом году - 1045. Средний балл ЕГЭ абитуриентов КГЭУ вырос до 73,3. Отрадно отметить, что к нам поступили выпускники школ, имеющие 100 баллов ЕГЭ по русскому языку и информатике.

Популярными направлениями бакалавриата стали «Теплоэнергетика и теплотехника», «Электроэнергетика и электротехника», «Информатика и вычислительная техника» и «Прикладная информатика». В 2021 году мы впервые набрали студентов на бюджетные места по новым программам «Электромобильный и беспилотный транспорт» и «Проектирование, эксплуатация и реконструкция зданий и сооружений», по направлению подготовки «Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг».

- Все больше в мире звучит голосов о перспективе скорого закрытия тепловых электростанций. КГЭУ имеет непосредственное отношение к этой важнейшей сфере, поэтому нашим читателям интересно узнать Вашу оценку текущей ситуации и перспектив. В каком направлении должна развиваться энергетика, чтобы обеспечить экономику страны конкурентоспособными по цене и приемлемыми с точки зрения экологии ресурсами?

- Республика Татарстан относится к регионам с приоритетной выработкой тепловой и электрической энергии в комбинированном цикле. Тепловые электрические станции республики модернизируют свои мощности, активно участвуя в федеральной программе ДПМ [договоры о поставке мощностей для привлечения инвестиций в реновацию электростанций]. Но по большому счету, мы считаем, что энергетика должна двигаться по двум направлениям - модернизация существующих мощностей и развитие новых источников энергии. Поэтому в КГЭУ появился вектор развития, направленный на исследования в области альтернативной энергетики.

Ученые университета, по заказу правительства Республики Татарстан, провели мониторинг перспективных площадок с целью определения ветропотенциала. Год назад в трех районах республики были установлены метеомачты, данные с которых каждый день дистанционно снимали и обрабатывали в КГЭУ. В итоге были выбраны три площадки для строительства ветропарков. Результаты исследований уже переданы компаниям, которые собираются реализовывать проект.

Собственные инновационные разработки позволили КГЭУ первым среди российских вузов внедрить в учебный процесс теорию ветроизмерения, которая уже прошла апробацию на практике – на кафедре «Возобновляемые источники энергии».

Другим перспективным направлением развития является водородная энергетика. Наш университет наращивает компетенции в этой области. В 2020 году мы, по целевой заявке ПАО «КАМАЗ», набрали первую группу магистров по программе «Водородные технологии», а этом году – и на бакалавриат. Есть планы вести в этом направлении не только образовательную деятельность, но и научно-исследовательскую.

Missing материал.

- В стенах университета вскоре после утверждения Правительством РФ концепции по развитию производства электрического автотранспорта прошла встреча производителей электромобилей и представителей инфраструктуры. Расскажите, в каких конкретных проектах данной отрасли участвуют сотрудники вуза, и есть ли у отечественных производителей шанс догнать мировых лидеров?

- В августе 2021 вышло долгожданное распоряжение Правительства РФ за номером 2290-р о концепции по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта, а также зарядной инфраструктуры в России до 2030 года. Этого решения ждали производители электромобилей, зарядных станций и общественные организации электроавтомобилистов. Несмотря на богатые запасы углеводородного сырья, Россия не может игнорировать тот факт, что основной потребитель энергии - транспорт - стал активно набирать обороты в движении по сокращению потребления ископаемого топлива.

Татарстан одним из первых регионов в РФ начал активно решать вопросы, связанные с электрическим транспортом и зарядной инфраструктурой. Так уже с февраля 2021 года реализуется «Программа развития зарядной инфраструктуры в Республике Татарстан». Согласно этому документу, на КГЭУ возложено создание учебно-научной лабораторной базы по проектированию, диагностированию зарядных станций и электромобилей и выпуску специалистов по их эксплуатации, а также консолидация производителей зарядных станций и электромобилей в решении научно-технических проблем.

Наш университет имеет многолетний опыт подготовки специалистов в области электрического транспорта. Мы первыми в России уже в этом году набрали две группы студентов по новой образовательной программе бакалавриата «Электромобильный и беспилотный транспорт». На следующий год планируем открыть новую программу магистратуры «Проектирование электротехнического оборудования электромобилей и объектов зарядной инфраструктуры».

Сегодня вуз активно сотрудничает с несколькими производителями зарядных станций на территории Татарстана и других регионов России. Ученые кафедры «Электроснабжения промышленных предприятий» разработали мобильные зарядные комплексы с интегрированной системой накопления электроэнергии. Их можно перемещать на любые расстояния с помощью специальных контейнеров на колесах и заряжать электромобиль за 20-30 минут в самых отдаленных от инфраструктуры местах.

В стенах нашего университета состоялось выездное расширенное заседание научно-экспертного совета рабочей группы Совета Федерации по энергоэффективности и энергосбережению, посвящённое вопросам развития электрического транспорта и зарядной инфраструктуры. Только в очном формате в нём участвовало более 130 человек из 10 российских регионов - представители профильных министерств и ведомств, разработчиков и производителей зарядных станций, электромобилей, а также информационно-коммуникационных компаний. Представительный состав встречи подтверждает актуальность темы для современных городских агломераций.

Missing материал.

- Активизация исследовательской деятельности требует совершенствования аспирантуры. По данным Росстата, из 13957 выпускников аспирантуры 2020 года в целом по стране только 1245 человек защитили диссертации и получили кандидатскую ученую степень, то есть менее 9%. Коэффициент полезного действия российской аспирантуры в целом по стране снижается. Насколько эта проблема актуальна для КГЭУ?

- В целом эффективность аспирантуры в Казанском государственном энергетическом университете гораздо выше медианного значения по стране - 44%. Столь высокого уровня мы достигли благодаря эффективной работе трех докторских диссертационных советов. За последние пять лет КГЭУ увеличил количество бюджетных мест в аспирантуру в 10 раз.

- Проведенное по заказу Минобрнауки масштабное исследование подтвердило, что тотальный дистант снижает качество высшего образования. Особенно остро это проявляется по инженерным специальностям. Однако остается вопрос о формате и пропорциях использования онлайн-технологий в вузах. Как отвечает на него КГЭУ?

- Проблема опережающего развития системы образования на основе информационных технологий и создания в стране единой образовательной информационной среды нуждается в скорейшем решении. Но существует противоречие: с одной стороны растет поток информации, которую должны воспринимать обучающиеся, а с другой стороны, они часто имеют очень низкую мотивацию к усвоению этой информации. Поэтому главная задача информатизации в образовании – превратить современные технологии в ресурс, обеспечивающий повышение его качества.

Missing материал.

Дистант не является самоцелью. Этот инструмент необходимо использовать в тех случаях, когда он позволяет эффективнее решать вполне конкретные задачи персонализации, интенсификации и повышения качества обучения. Следует также отметить, что качество дистанционного образования во многом зависит от усердия студента. Поэтому процесс нужно контролировать через жёсткую отчетность и систематическую обратную связь.

Большой плюс онлайн-обучения - возможность получить высшее образование людям, которые физически не могут добраться до места учебы. Например, тем, кто имеет ограниченные возможности здоровья. Также эта форма обучения неоценима в период карантинных мероприятий и всяческих форс-мажоров. Но в «мирное» время, я считаю, самой эффективной является очная форма обучения, особенно в техническом университете. В настоящий момент в КГЭУ дистант реализуется только для студентов старших курсов заочной формы обучения во время установочной сессии. Занятия для заочников первого курса и всех студентов - очников, в том числе иностранцев, проводятся в стенах университета.