Перейти к основному содержанию

Ректор Альметьевского нефтяного: К 2030 году вуз войдёт в сотню ведущих мировых университетов по своему профилю

ректор АГНИ
© Форпост Северо-Запад

Просторные комнаты с новой мебелью и кондиционерами, коворкинги и прачечные на каждом этаже – так оснащены два новых студенческих общежития на 712 мест в Альметьевске. Они открыты в этом году в кампусе Высшей школы нефти – современного научно-образовательного центра, создаваемого на базе Альметьевского государственного нефтяного института (АГНИ). По сути это новый бренд вуза.

Единственное в Татарстане специализированное нефтяное высшее учебное заведение активно развивается. Динамичным образовательным учреждением руководит ректор-рекордсмен. Александр Дьяконов в 32 года стал самым молодым доктором технических наук в Российской Федерации. Возглавив АГНИ в октябре 2020 года, он стал проводником стратегической программы развития вуза, рассчитанной на десятилетие. Итогом реформ будет вхождение АГНИ к 2030-му году в сотню ведущих мировых нефтяных университетов.

О планах и достижениях вуза Александр Дьяконов рассказал «Форпосту» в своём эксклюзивном интервью.

- Александр Анатольевич, совместная делегация Альметьевского государственного нефтяного института (АГНИ) и «Татнефти» 23 сентября посетила Санкт-Петербургский горный университет. Обсуждалось создание в Альметьевске научно-образовательного центра, который будет способствовать внедрению инноваций в нефтедобыче и переработке углеводородов. Какие у вас ожидания от данного проекта?

- Для нас и компании «Татнефть» очень важно, что в Татарстане на базе нашего института в ближайшее время откроется Национальный центр компетенций в области нефтегазового дела. Республика станет опорным регионом Международного центра компетенций в горнотехническом образовании под эгидой ЮНЕСКО. Это послужит дальнейшему развитию системы высшего технического и профессионального образования для нефтегазовой промышленности. В том числе получению специалистами всего спектра знаний, навыков и опыта, необходимых для интеграции в международную профессиональную среду.

Убежден, что это позволит всем нам расширить свои международные связи, активнее участвовать в программах международной мобильности студентов и преподавателей. А в перспективе и в АГНИ проводить международные летние школы.

- Как продвигается строительство нового кампуса АГНИ и в целом создание Высшей нефтяной школы? В частности, интересует научно-техническое сотрудничество с бизнесом, с кем-то помимо «Татнефти», главного партнёра вуза?

- Как вы знаете, понимая важность задачи подготовки кадров, президент Татарстана Рустам Минниханов и генеральный директор «Татнефти» Наиль Маганов в 2018 году приняли решение о строительстве в Альметьевске кампуса мирового уровня Высшей школы нефти. В нём разместятся Альметьевский государственный нефтяной институт и Татарский научно-исследовательский и проектный институт нефти (ТатНИПИнефть). Общая площадь кампуса составит 20 гектаров. Затраты на его строительство и оснащение превышают 6 миллиардов рублей.

Missing материал.

Строительство кампуса – часть стратегии развития вуза до 2030 года. Она разработана и принята к реализации в 2021 году во взаимодействии с ПАО «Татнефть». Развитие нацелено на вхождение вуза в число 100 ведущих мировых нефтяных университетов. В рамках своей стратегии АНГИ проводит сегодня масштабные трансформационные изменения в образовательной и научной сферах.

Одним из главных акцентов в развитии науки и образования в нашем вузе является ориентация на всестороннее применение цифровых технологий. В этом направлении ведется системная работа. Так, в июне 2021 года подписано соглашение об открытии на базе АГНИ филиала ИКТ [информационно-коммуникационные технологии] академии Huawei – компании, занимающей лидирующие мировые позиции в IT-разработках. Такое сотрудничество необходимо для опережающей подготовки студентов старших курсов, аспирантов и преподавателей в области ИКТ. Ведутся консультации и работы по организации аналогичного сотрудничества с компанией Samsung.

Применение искусственного интеллекта, анализа больших данных и машинного обучения при разработке и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений, а также цифровые решения в сфере экологии (борьбы с загрязнением атмосферного воздуха и подземных вод) – это точки роста нефтегазовой и машиностроительной отраслей Татарстана, на которые АГНИ делает ставку сегодня.

Мы поставили перед собой задачу лицензирования и организации образовательной деятельности с сентября 2022 года по двум новым направлениям подготовки бакалавров: 09.03.04 «Программная инженерия» и 38.03.05 «Бизнес-информатика».

На экологическом направлении остановлюсь поподробнее. Проблемы Татарстана в этой сфере типичны для промышленно развитых регионов, связанных с добычей и переработкой нефти и нефтехимическими производствами во всём мире. Наряду с традиционными проблемами остро стоит вопрос снижения углеродного следа. Это одна из приоритетных задач нефтегазовой отрасли. Для решения комплекса задач, связанных с основными экологическими угрозами - загрязнениями (pollution) и растущими выбросами парниковых газов (greenhouse gases), в первую очередь углекислого, планируется создание на базе вуза Экологического центра.

Отличительной особенностью природоохранного направления сегодня является широкое распространение международных коллабораций. Высокий процент научных публикаций на экологические темы составляют работы, написанные по результатам деятельности международных исследовательских групп. Это в первую очередь связано с глобальной важностью данных проблем, а также с тем, что они соответствуют целям устойчивого развития Организации Объединённых Наций.

растение
© pixabay.com

В нашей стране количество подобных коллабораций весьма ограничено. В основном международное сотрудничество идёт по линии Российской академии наук (РАН). Однако ни один из существующих в стране центров коллективного пользования, созданных при ведущих вузах, институтах РАН (их всего 15) и ведомственных институтах, не обладает полным или даже достаточно широким набором компетенций и необходимым специализированным современным оборудованием.

В связи с этим создаваемый Экологический центр уже в краткосрочной перспективе сможет претендовать на роль ведущего отечественного центра компетенций по направлению «Экология». В рамках этого направления развиваются партнерские отношения с Институтом органической и физической химии имени Арбузова, Калифорнийским университетом в Лос-Анджелесе, Университетом штата Нью-Йорк, Хельсинкским университетом, Китайской академией наук, Фуданьским университетом (Шанхай), Университетом Гриффита (Австралия) и другими.

Пилотным проектом Экологического центра станет создание лаборатории мониторинга и прогнозирования экологической ситуации, которая в дальнейшем будет преобразована в центр коллективного пользования Российской Федерации.

- Возглавляемое вами учебное заведение в 2021 году попало в пятёрку вузов Татарстана, присутствующих в рейтинге «Три миссии университета». По каким критериям рейтинга продвинулись наиболее успешно и что этому способствовало?

- Прежде всего, необходимо отметить, что для нас это очень приятный и весомый результат. Ведь методология данного рейтинга прошла предварительное масштабное общественное обсуждение, а для его составления используются только объективные критерии, которые опираются на официальные данные, такие как, например, публичные отчёты вузов, а также на информацию авторитетных международных провайдеров.

Мы не вели целенаправленной работы по позиционированию в данном рейтинге. Это скорее результат правильного стратегического выбора приоритетов в развитии института.

Пожалуй, самое главное, что удалось улучшить к настоящему моменту – это «цифровая» активность вуза и его информационная открытость обществу: в социальных сетях и в работе по приему в институт. Мы в этом году применили инструменты цифрового маркетинга при работе с российскими и иностранными абитуриентами. Это дало результат – конкурс заявлений составлял в период приемной компании до 5 человек на место, а доля иностранных студентов, зачисленных на 1 курс, превысила 17%.

Активно развиваются страницы АГНИ в социальных сетях Instagram (agni_asoi) и TikTok (agni_asoi). Число подписчиков увеличилось кратно. Для оперативной подготовки новостей мы привлекли наш энергичный и креативный студенческий актив.

Институт поднялся в поисковых системах. Например, в поиске Яндекса на запрос «агни», мы находимся сейчас на «законном» 1 месте, а буквально год назад были только 5–7 в списке.

Многое делается и уже сделано в области реорганизации учебного процесса, но это работа на будущее, ощутимым плодам которой ещё предстоит проявиться.

Missing материал.

- Для российской вузовской системы сегодня актуален тренд развития программ дополнительного образования, какова политика АГНИ в этом направлении?

- Реализация обновленной программы стратегического развития АГНИ сосредоточена на приоритетах интеграции науки, исследований и высокого качества образования для нефтегазовой отрасли. Программа разбита на 12 стратегических инициатив, сгруппированных по 5 направлениям: научная и инновационная деятельность, образовательная деятельность, позиционирование и интернационализация вуза, воспитательная деятельность, современная экосистема.

Развитие системы дополнительного профессионального образования (ДПО) выделено в отдельное мероприятие в рамках стратегической инициативы по реорганизации учебного процесса и обновлению образовательных программ (в рамках направления «Образовательная деятельность»).

Мы существенно пересмотрели роль ДПО при обучении наших бакалавров и магистрантов. Разрабатывается цикл программ ДПО, ориентированных, в первую очередь, на них. Эти программы позволят студентам ещё до выхода из вуза существенно расширить свои компетенции, стать более конкурентоспособными на современном быстроменяющемся рынке труда. Наряду с дипломом об окончании вуза они смогут получить 1 или даже 2 диплома о профессиональной переподготовке.

Кроме того, для удобства и улучшения качества работы с привлеченными преподавателями и работниками предприятий, мы внедряем модульный формат обучения, активно развиваем дистанционные образовательные технологии и стараемся шире использовать электронные средства для более эффективной реализации программ ДПО. Работаем также над подготовкой программ ДПО, которые будут ориентироваться на нефтегазовое дело и проходить полностью на английском языке.

В итоге планируем более чем в 3 раза увеличить доходы от реализации программ ДПО за последующие 4 года.

- Как вы оцениваете возможности технологий онлайн-образования применительно к процессу подготовки специалистов для нефтегазовой отрасли. В чём специфика, и что может быть встроено в образовательный процесс после полной отмены эпидемических ограничений?

- Ситуация 2020 года показала, что учить в режиме онлайн можно и без потери качества. Но, при таком экстремальном по срокам внедрении онлайн-технологий в образование, которые мы пережили в прошлом году, безусловно, потребовались сверхусилия. Прежде всего, со стороны рядовых преподавателей.

Преподавательский состав нужно специальным образом готовить к использованию онлайн-технологий в учебном процессе. Требуются соответствующие программы повышения квалификации и тренинги. Это иная методика преподавания, иные приемы удержания внимания аудитории. Они открывают большие возможности.

Я не вижу принципиальной разницы в применении онлайн-технологий для подготовки специалистов нефтегазовой отрасли или инженерных кадров любой другой сферы деятельности. Качество обучения должно быть одинаково высоким, так как на инженерах в производственном процессе всегда лежит высокая ответственность, особенно за их технологическую безопасность.

В обновленной стратегии развития АГНИ мы взяли курс на постепенный перевод аудиторных учебных занятий в дистанционный формат. Существующие ФГОСы [федеральные государственные образовательные стандарты] направлены на то, что обучающиеся должны освоить знания, получить умения и навыки в соответствии с выбранной образовательной программой. Существующие цифровые инструменты онлайн-образования уже сейчас позволяют на высоком уровне обеспечивать передачу и освоение знаний.

Сегодня появляется всё больше эффективных инструментов дистанционного обучения, я имею в виду, прежде всего, VR/AR-технологии [дополненная реальность]. Мы изучаем этот вопрос, планируем пилотные проекты, но пока не спешим. Плановый постепенный перевод лекционных занятий в дистанционный формат, включение в образовательные программы качественных онлайн-курсов от наших вузов-партнеров в рамках сетевого взаимодействия является предметом нашей работы на будущее.

дополненная реальность
© pixabay.com

Однако, уже имея собственную электронную информационно-образовательную среду, в которой доступны все учебные материалы, и к которой подключены все наши студенты и преподаватели, мы готовы к любому развитию событий в случае ухудшения санитарно-эпидемиологической ситуации.

- Какие планы АГНИ связывает с участием в консорциуме «Недра»?

- Вузы, реализующие направления подготовки в рамках укрупненной группы специальностей 21.00.00 «Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия» накопили большой опыт по подготовке высококвалифицированных кадров. Мы на протяжении длительного времени тесно взаимодействуем между собой по различным направлениям. Это и конкурс выпускных квалификационных работ, и спартакиада минерально-сырьевых вузов, а также участие в различных научных мероприятиях.

АГНИ надеется, что в ближайшей перспективе, в рамках консорциума «Недра», удастся консолидировать накопленный опыт, интеллектуальные и материальные ресурсы для совершенствования учебного процесса, расширить публикационную активность, повысить компетенцию преподавателей, реализовать программы академической мобильности обучающихся с целью получения профессиональных компетенций на базе полигонов и учебных баз вузов-партнеров.

Кроме того, институт возлагает большие надежды на Международный центр компетенций в горнотехническом образовании под эгидой ЮНЕСКО, созданный на базе Санкт-Петербургского горного университета, в вопросах организации учебного и научного сотрудничества с зарубежными партнерами.