Перейти к основному содержанию

Почему российские университеты в этом году столкнулись с массовым недобором первокурсников?

абитуриент
© Siora Photography, unsplash.com

Главной сенсацией единого государственного экзамена 2022 года стал массовый отказ выпускников школ сдавать физику и профильную математику. Обе дисциплины потеряли по сравнению с 2021-м примерно по 20% экзаменующихся.

Количество участников ЕГЭ по профильной математике, например, сократилось на 71 тысячу человек. Бойкот точной науке объявили одиннадцатиклассники, которым в 2020-м году отменили из-за пандемии коронавируса ОГЭ (основной госэкзамен) после 9 класса. Тот же школьный поток ощутил на себе расслабляющий эффект дистанционного обучения. Нетвёрдое освоение ключевых тем 9-го класса (например, системы уравнений, алгебраические и тригонометрические функции) блокирует прохождение более сложных программ 10-го и 11-го. Как при автомобильном заторе: затруднённое движение на локальном участке дороги при интенсивном трафике приводит к нагромождению транспорта и полному коллапсу на магистрали.

доска с формулами
© Thomas T, unsplash.com

Федеральный институт педагогических измерений оценивает итоги нынешнего цикла ЕГЭ, как вполне успешные. Экзаменационные вопросы, по словам директора института Оксаны Решетниковой, по сравнению с 2021 годом изменились не радикально. Нововведения не вышли за рамки общего эволюционного движения - от заданий, требующих механического запоминания, к таким, где нужно думать и использовать метапредметные навыки.

«В этом году есть стобальники, большой процент высокобальников. Слабо изменился процент непреодолевших [около 20%], значит, измеритель сработал корректно» - отметила Решетникова на вебинаре по итогам ЕГЭ-2022.

Не справились с ЕГЭ около 70 тысяч выпускников. Примерно в тех же цифрах, как было сказано выше, оценивается прирост количества «отказников» по профильной математике по сравнению с прошлым годом. То есть потенциально двоечников стало больше вдвое. При этом средний балл в 2022 году увеличился на 1,8 пункта (до 56,9). Это подтверждает, что пандемийный дистант увеличил разрыв в знаниях между лучшими учениками, способными к самостоятельной работе, и теми, кто «отпустил руль».

В этой связи вспоминается ленинский афоризм «лучше меньше, да лучше». Однако возникает проблема с заполнением 251033 бюджетных мест на инженерно-технические специальности в рамках нынешней вузовской приёмной кампании. Чтобы поступить туда, абитуриентам требуется набрать хотя бы минимальный балл по профильной математике. В 2022-м году количество обладателей баллов выше минимума примерно соответствует общему числу бюджетных мест, где требуется профильная математика. То есть, вступительного конкурса практически нет.

пустая аудитория
© Changbok ko, unsplash.com

Техническим вузам приходится туго не только с платным набором, но и с бюджетным. А он предусматривает соответствующее государственное финансирование, которое распределяется по результатам достаточно серьёзного конкурса между вузами.

Напомним, что контрольные цифры приёма на бюджетные места должны отражать перспективную потребность экономики в квалифицированных специалистах. При сегодняшнем резком сокращении приёма на первый курс через 4 года страна получит обострение кадрового голода. Особенно на импортозамещающих предприятиях, которые нацелены на опережающее развитие.

Концепция развития математического образования в России (от 24 декабря 2013 года) ставит своей целью выход на лидирующее положение в мире. Нынешняя тенденция отказа от математического ЕГЭ, похоже, ставит крест на российском первом месте по математике.

«Одной из проблем сегодняшнего дня является то, что большинство обучающихся совершенно не умеют мыслить самостоятельно, не умеют работать с литературой, действовать и принимать решения в нестандартной ситуации. Они привыкли получать информацию в готовом виде. Стандартный ответ: «Зачем, если это все есть в интернете?». Изменение хотя бы одного слова в определении или в условии задачи ведет к невозможности ее решения» - считает учитель математики из Астрахани Зинаида Субботина.

Сопоставим слова учителя с направлением трансформации школьного математического образования, о котором говорит директор Федерального института педагогических измерений. В ЕГЭ с каждым годом включают всё больше нешаблонных заданий, а школьники владеют навыками самостоятельного мышления всё хуже.

При этом институт пристально следит, чтобы каждый следующий цикл ЕГЭ не стал провальным. Добиться приемлемых результатов можно лишь сокращая количество участников ЕГЭ, что и произошло в нынешнем году. Вероятно, ситуация повторится и в 2023-м.

Вполне возможно, что Минобрнауки РФ придётся капитулировать перед объективной реальностью - пересмотреть свои планы по наращиванию количества бюджетных мест в вузах до 2024 года.