Перейти к основному содержанию

Приёмная кампания 2022: недобор при 6 миллионах абитуриентских заявлений

один в аудитории
© Philippe Bout, unsplash.com

Официальный финал вузовской приёмной кампании в этом году состоится через две с лишним недели после начала учебного года. Согласно графику Минобрнауки РФ, к 16-му сентября должны выйти приказы о зачислении с учётом дополнительного приёма. По сути это эрзац отменённой в прошлом году второй волны кампании.

Минобрнауки старается не акцентировать внимание на издержках этой неоднозначной новации. В качестве главного достижения текущего студенческого набора подаётся резкий рост количества заявлений от абитуриентов. В этом году только на очную форму обучения их 6 320 288 - почти в 10 раз больше, чем одиннадцатиклассников, которые зарегистрировались для участия в едином государственном экзамене 2022 года.

Однако радоваться нечему. Достаточно вспомнить, что абитуриент может в электронном виде подать документы в пять университетов, и в каждом из них выбрать до 10 специальностей. Отсюда и кратное превышение максимального потенциально возможного количества первокурсников.

за компом в три руки
© John Schnobrich, unsplash.com

Глава Минобрнауки Валерий Фальков дипломатично объяснил многомиллионный вал абитуриентских заявлений ростом доступности высшего образования. Надо сказать, что рекорд выгоден министерству не только красивым звучанием. Он помогает завуалировать проблему падения интереса школьников к высшему образованию.

Государство вот уже несколько лет увеличивает количество бюджетных мест в вузах, собирается продолжить линию до 2024 года. Происходит это на фоне массового нежелания выпускников школ идти в университеты. Опросы рекрутингового портала Superjob, год от года фиксируют усиление тенденции. В 2010 году на вузы нацеливались 80% школьников, в 2017-м 50%, в 2022 – 45%.

Подобные настроения не могут не сказываться на количестве первокурсников. В 2013-м году на бакалавриат и специалитет поступило 1 142 тысячи человек, в 2021 – 882 тысячи. В этом году может оказаться ещё меньше. Увеличение количества бюджетных мест перекроется сокращением платного приёма.

Главная проблема – падение материальной отдачи высшего образования в России. По оценке Всемирного банка она вдвое ниже среднемировой. Эксперты банка подсчитали, что в среднем в мире каждый дополнительный год обучения увеличивает будущий денежный доход человека на 8-9%. В 2001 году Россия с результатом 9,1% соответствовала общему уровню. К 2018-му году образование конвертировалось в рост зарплаты только на 5,4%. Более свежих данных у Всемирного банка пока нет, но очевидно, что тенденция продолжается.

инфографика всемирного банка
© инфографика исследовательского проекта RLMS.

«Показатель отдачи образования в России в течение последних 10 лет является одним из самых низких в мире. Текущая ситуация сопоставима с оценками на начало 1990-х годов» - констатирует Всемирный банк.

Причина отчасти в структуре экономики. Роль страны в международном разделении труда такова, что наукоёмкие сферы бизнеса развивать не особенно выгодно. Это системная проблема, но модернизации экономики мешает в частности некорректная настройка системы высшего образования. В первую очередь это выражается в несоответствии структуры университетского выпуска потребностям экономики.

Для примера обратимся к тому же сообщению на сайте Минобрнауки, где звучали фанфары по поводу шестимиллионного вала абитуриентских заявлений.

Тезис первый: приоритетные для государства инженерно-технические, педагогические, медицинские и сельскохозяйственные направления вместе набрали 3,6 миллиона заявлений из 6-ти. Чуть больше половины, хотя речь идёт о самых массовых «интеллигентных» профессиях, как в социальной сфере, так и в бизнесе.

Тезис второй: наиболее востребованными среди абитуриентов специальностями названы «Информационные системы и технологии», «Экономика», «Менеджмент», «Информатика и вычислительная техника», «Юриспруденция».

Из перечисленного, только информационные технологии, согласно перечню Минобрнауки, относятся к «инженерному делу, технологиям и техническим наукам». И то не в полной мере - основная часть программистов проходит по группе «математических и естественных наук».

Школьников, как и 30 лет назад, интересуют в основном экономические дисциплины. Отсюда тяга к школьному обществоведению. Этот предмет на едином государственном экзамене 2022 года показал максимальный прирост среднего балла – с 56,4 до 59,88. По русскому языку, литературе, географии, физике и биологии средний балл снизился. Учить, лечить и металл точить скоро будет некому.