Перейти к основному содержанию

Ректор Уральского Горного: Отказ от болонской системы существенно встряхнул образовательное сообщество

ректор УГГУ
© УГГУ

Серию эксклюзивных интервью руководителей вузов – участников консорциума «Недра» продолжает ректор Уральского государственного горного университета (УГГУ) доктор экономических наук Алексей Душин. Он рассказал «Форпосту» об итогах года и направлениях совершенствования высшего образования, в том числе инженерного, в сегодняшних условиях.

- Представители вуза участвовали в конференции «Природопользование и сохранение всемирного культурного и природного наследия», проходившей в начале декабря на базе Санкт-Петербургского горного университета. Какова ваша оценка её работы, и как вашему вузу удаётся развивать международное сотрудничество в условиях сегодняшних геополитических ограничений?

- Для участия в конференции мы направили двух наших видных специалистов по минералогии и сохранению геологических памятников. Эта тема особенно важна для Урала, и, например, таких геологических районов России как Хибины, Кавказ, Алтай, Саяны. Сегодня, в условиях острых политических разногласий со странами Запада, вопросы природопользования стали важным звеном повестки дня в развитии сотрудничества с научными коллективами Китая, Монголии, Узбекистана, Киргизии и других дружественных стран. Среди наиболее востребованных направлений исследовательского партнёрства также остаются вопросы рекультивации земель, новых технологий обогащения полезных ископаемых, методологии инженерных изысканий.

лаборатория УГГУ
© УГГУ

- Прошедший 2022-й стал ещё одним непростым годом для высшей школы. Утихла пандемия ковида, но возникли сложности, связанные с геополитикой. Пришлось искать новые пути, например, в оценке результативности исследовательской работы, международном сотрудничестве. Каковы на ваш взгляд главные вызовы 2022 года и как удалось ответить на них вашему вузу?

- Одним из важнейших итогов 2022 года является серьезная верификация стратегий развития университетов. Произошедшие с начала 2022 года изменения коснулись не только наукометрии. Они в разной степени изменили режимы работы, и даже составы стейкхолдеров университетов, членов попечительских и наблюдательных советов, в некоторых случаях повлияли на устои корпоративной культуры, касающиеся как научно-педагогических работников, так и студенчества.

Казалось бы, простой «технический» вопрос приобретения научного оборудования привел к необходимости корректировки направлений научных исследований. Уход зарубежных IT-вендеров потребовал новых решений в электронной информационно-образовательной среде. Отказ от болонской системы существенно встряхнул образовательное сообщество и изменил векторы в независимой профессионально-общественной аккредитации, в работе с иностранными студентами и других направлениях. Для учета изменений и корректировки программы развития университета мы ежегодно верифицируем её на различных уровнях, в том числе попечительского и ученого советов УГГУ. В этом году презентацию изменений мы провели в рамках Уральского горнопромышленного форума.

УГГУ
© УГГУ

- Оптимальное инженерное образование – каковы его определяющие черты и что нужно системно изменить в первую очередь, чтобы выпускники технических вузов максимально соответствовали потребностям экономики и могли эффективно продвигать инновации?

- Оптимальное инженерное образование – это баланс между фундаментальными техническими модулями, прикладными модулями от работодателей и творческими модулями как учебных, так и внеучебных программам. Кстати, сюда же я отношу и курсы по технологическому предпринимательству. Наличие специализированных современных лабораторий и глубокое погружение работодателей в образовательный процесс – обязательны.

- В рекомендациях парламентских слушаний о развитии высшего образования в России (постановление Госдумы от 24.11.2022) содержится пункт о введении совместимых специальностей и направлений подготовки, по которым выпускник бакалавриата и специалитета может продолжить обучение в магистратуре. Насколько строгим, на ваш взгляд, должно быть соответствие между магистратурой и первичными ступенями высшего образования?

- Считаю, что экономический базис высшего образования пока еще не готов к формату полностью индивидуальной образовательной траектории, которая совсем не учитывает увязку по специализации между магистратурой и предыдущими уровнями обучения. Однако и слишком узкие и жесткие требования также будут вредить. Для решения проблемы необходимо развивать в университетах институт тьюторства.

УГГУ
© УГГУ

- Образование в течение всей жизни – актуальный и практически безальтернативный тренд сегодняшнего дня. Поделитесь своими ноу-хау о том, как обеспечить «бесшовную» связь между школой, набирающим популярность средним профессиональным образованием, вузами и послевузовским образованием?

- Ключевыми инструментами бесшовной связи между средним общим, средним профессиональным (СПО) и высшим образованием являются программы дополнительного обучения детей и взрослых, в том числе профессионального обучения, и в частности повышения квалификации школьных учителей и преподавателей СПО на базе университетов. Также перспективным является использование механизмов различных кружков, сетей кванториумов и домов технического творчества с привлечением университетских волонтеров. Важным также является сближение цифровых платформ образовательных организаций.

УГГУ
© УГГУ

- Ваш университет входит в состав консорциума «Недра», объединяющего вузы, связанные с подготовкой специалистов для минерально-сырьевого комплекса. Какие совместные проекты в рамках объединения могли бы быть наиболее актуальны с учётом текущей ситуации в отрасли?

- Важнейший инструмент для обеспечения реального взаимодействия внутри консорциума – это вопросы ресурсного обеспечения. На основе конкурса или по каким-то другим механизмам. Важно и очень отрадно, что консорциум «Недра» развивается именно в этом направлении. Выход на крупные проекты в интересах предприятий отрасли, за счет использования лабораторной инфраструктуры и опыта друг друга, является наиболее актуальным в настоящее время.

УГГУ
© УГГУ