Перейти к основному содержанию

Ректор «Корабелки»: Реализация проектов в Арктике требует объединения усилий университетов с самыми разными компетенциями

СПбГМТУ
© СПбГМТУ

В 1902-м году, на пике судостроительного бума, когда в России работало уже 26 крупных заводов соответствующего профиля, в Петербурге, на базе Политехнического института был создан Кораблестроительный отдел. В 1917-м он стал факультетом. Провозглашённый в СССР спустя десятилетие курс на переход от НЭПа (новой экономической политики) к ускоренной индустриализации потребовал более основательного подхода – в 1930-м организован самостоятельный Ленинградский кораблестроительный институт, «Корабелка».

Сегодня снова как никогда остра потребность в технологическом рывке. Развитие Севера в рамках этой работы – отдельное и особенно важное направление. Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (СПбГМТУ) активно работает над созданием кадровой и технологической базы для стратегических проектов в перспективной сфере. Серию эксклюзивных интервью руководителей вузов консорциума «Недра» продолжает ректор «Корабелки» Глеб Туричин.

- Представители вуза участвовали в конференции «Природопользование и сохранение всемирного культурного и природного наследия», проходившей в начале декабря на базе Санкт-Петербургского горного университета. Какова ваша оценка ее работы, и как вашему вузу удается развивать международное сотрудничество в условиях сегодняшних геополитических ограничений?

- Участие СПбГМТУ в конференции было исключительно плодотворным. Нам нужны инженеры, понимающие особенности природопользования и процессов переработки природных ресурсов вплоть до выпуска товаров конечного потребления. Что же касается международного сотрудничества университета в условиях сегодняшних геополитических ограничений, то оно продолжается, прежде всего, на основе наработанных деловых и дружеских контактов, профессиональных связей с мировым сообществом в сфере судостроения и морской техники. В вузе используются все возможные форматы сотрудничества, включая вебинары, конференции, а также регулярно организуемые СПбГМТУ международные студенческие научные школы.

СПбГМТУ 1
© СПбГМТУ 1

- Прошедший 2022-й стал еще одним непростым годом для высшей школы. Утихла пандемия ковида, но возникли сложности, связанные с геополитикой. Пришлось искать новые пути, например, в оценке результативности исследовательской работы, международном сотрудничестве. Каковы на ваш взгляд главные вызовы 2022 года и как удалось ответить на них вашему вузу?

- Ситуация изменилась, но появились новые возможности. Вектор международного сотрудничества вполне определенно повернулся на Восток. Развитые отношения с Китаем значительно активизировались - открыта совместная лаборатория полярных исследований с Харбинским инженерным университетом, идет подготовка к изданию совместного учебника по основам полярного судостроения и навигации в издательстве «Шпрингер». Форсированными темпами идет подготовка проекта «Санкт-Петербургский институт судостроения и морской техники в Гуандунском океаническом университете». В ближайшей перспективе получение лицензии от Министерства образования КНР.

СПбГМТУ
© СПбГМТУ

Активно развивается образовательный проект с индийскими университетами Cochin University of Science and Technology, Indian Maritime University, Defence Institute of Advanced Technology. В настоящее время ведётся подготовка к подписанию договоров.

С ведущим военным вузом соседней с Индией Мьянмы, Мьянманской академией оборонных служб, партнёрские соглашения уже подписаны.

- Оптимальное инженерное образование — каковы его определяющие черты и что нужно системно изменить в первую очередь, чтобы выпускники технических вузов максимально соответствовали потребностям экономики и могли эффективно продвигать инновации?

- Понятие «оптимальное инженерное образование» в настоящий момент не имеет широкого распространения и в связи с этим не может быть определено однозначно. Существует минимальный уровень образования для так называемых линейных инженеров, основной задачей которых является эксплуатация существующей техники и технологий. Вопросы же соответствия выпускников требованиям работодателя гораздо шире сферы инженерного образования и успешность их решения относится в большей степени к области планового экономического развития страны в целом. В 2022 году в морском техническом университете для реализации этих задач успешно стартовала передовая инженерная школа.

СПбГМТУ 2
© СПбГМТУ

- В рекомендациях парламентских слушаний о развитии высшего образования в России (постановление Госдумы от 24.11.2022) содержится пункт о введении совместных специальностей и направлений подготовки, по которым выпускник бакалавриата и специалитета может продолжить обучение в магистратуре. Насколько строгим, на ваш взгляд, должно быть соответствие между магистратурой и первичными ступенями высшего образования?

- Несомненно, такое соответствие должно быть достаточно четким. Обучение в магистратуре будет логическим продолжением предыдущих образовательных циклов — и бакалавриата, и специалитета.

- Образование в течение всей жизни - актуальный и практически безальтернативный тренд сегодняшнего дня. Поделитесь своими ноу-хау о том, как обеспечить "бесшовную" связь между школой, набирающим популярность средним профессиональным образованием, вузами и послевузовским образованием?

- Непрерывность образовательного процесса обеспечивается путем организации эффективной предпрофессиональной подготовки обучающихся в вертикали «школа-вуз-предприятие». Здесь нужна интеграция общего и дополнительного образования, внеурочной и внеучебной деятельности, погружение в передовые программы индустрии. Только такой подход даст высокое качество учебного процесса и сформирует необходимый уровень мотивации обучающихся, которые позволят им в дальнейшем успешно реализовать себя в профессиональной деятельности.

Обозначенная система подразумевает решение задач практико-ориентированного обучения с применением современных образовательных технологий на основе предпрофессиональных учебных курсов в сетевом взаимодействии школы, вуза, индустриальных и других партнеров. Необходимо также создание гибкой системы предпрофессионального образования, что позволит качественно подготовить обучающихся к освоению будущей профессии, а также включить их в проектную и исследовательскую деятельность профильной направленности.

СПбГМТУ
© СПбГМТУ

В СПбГМТУ с 2021 года реализуется проект «Инженерные классы судостроительного профиля». Он направлен на повышение качества образовательного процесса в школе и раннюю профориентацию посредством создания в средних школах специализированных классов с углубленной подготовкой в области инженерных наук (инженерных классов).

Программа инженерных классов включает 4 направления:

- углубленное изучение предметов «Физика», «Математика» и «Информатика» в 10-11 классах;

- дополнительные общеобразовательные программы «Оптика лазеров», «Морская робототехника и судомоделизм», «Компьютерное моделирование и проектирование», «Технологическое предпринимательство» в 10-11 классах;

- программы курса внеурочной деятельности «Инженерное дело» в 5-9 классах.

- профориентационные мероприятия внеучебной деятельности (классные часы, экскурсии в лаборатории СПбГМТУ и на предприятия судостроения, инженерные соревнования, научно-практические конференции, реализуемые совместно с СПбГМТУ региональными вузами и индустриальными партнерами).

На данный момент участниками проекта являются 35 общеобразовательных учреждений из 9 субъектов РФ, 10 базовых региональных вузов, 19 индустриальных партнеров.

- Ваш университет входит в состав консорциума «Недра», объединяющего вузы, связанные с подготовкой специалистов для минерально-сырьевого комплекса. Какие совместные проекты в рамках объединения могли бы быть наиболее актуальны с учетом текущей ситуации в отрасли?

- Одним из магистральных проектов СПбГМТУ является развитие безлюдных и малолюдных технологий добычи углеводородов на континентальном шельфе. Потребность России в освоении арктических шельфовых месторождений связана с сокращением доступных углеводородных ресурсов на суше и высокой долей минерального топлива в экспортной выручке страны. Санкционная политика, поддерживаемая странами арктического региона, не позволяет рассчитывать на импорт перспективных зарубежных технологий. Традиционные же технологии добычи нефти и газа на шельфе практически неприменимы в Арктике из-за климатической специфики.

Создание робототехнического оборудования модульного типа при массовом внедрении модулей и значительном объеме производимой продукции обеспечит существенный коммерческий эффект за счет снижения себестоимости добычи, так как обеспечение нормальной деятельности человека в условиях Крайнего Севера и вдали от берега – задача крайне сложная.

Для реализации такого проекта крайне полезным было бы объединение усилий университетов, имеющих различные компетенции.