Skip to main content

The cursed gas the world needs

светильник рудничный
© Форпост Северо-Запад / Горный музей

People first became aware of the effects of methane in mines in the 18th century. At this time, coal mining was becoming a lucrative business in Great Britain and, in order to increase extraction volumes, deeper and, as it turned out later, more dangerous horizons were being explored. The earliest known mass death of miners took place in 1705 in County Durham in the north of England. The victims were 30 people. The next tragedy did not take long and happened three years later in the same area in an explosion in the Fatfield mine where 69 miners lost their lives. The cause of the accidents was so-called 'mine gas', which reacts when exposed to open fire. It went so far as to have Anglican priests recite prayers referring to the cursed gas as the spawn of the Devil before lowering the workers into the mine.

взрыв на шахте
© Общественное достояние

To protect themselves from its effects, people cut additional excavations in the coal mining area - the gas spread through them and mixed with the air. The mixture then had to be ignited before it exploded. A special man was hired to do the risky work - in England he was called the "Fireman" and in France the "Penitent Sinner". The worker wore wet clothes and a glass mask to protect his eyes. The arsonist would take a long pole with a torch at the end, lie down, crawl into the excavation and cause an explosion. The mining operations could then continue in relative safety. Sometimes a cage with a canary was taken underground as an indicator and its singing was used as a guide. As soon as the bird fell silent for a long time or lost consciousness, it had to leave the pit immediately. This meant that there were large quantities of poisonous substances in the air.

кающийся грешник
© Общественное достояние

A hundred years after the first explosions in English coal mines, the British chemist and geologist August Wilhelm von Hoffmann proved that mine gas is a mixture of methane with nitrogen and carbon dioxide. At that time it was already known that natural methane was colourless and odourless. It is found in coal seams where organic residues decompose. Methane gas lodged in voids in the rock could be ignited at any time by the slightest spark and would be released at the same time as the rock broke up.

These scientific findings coincided with one of the most widespread tragedies in the English coal mines. An explosion at Felling mine, near Gateshead, killed 92 miners, 30 of them children and adolescents aged from 8 to 16. The event prompted the authorities to set up the Sunderland Society, consisting of ministers, doctors, mine owners and executives. The main aim of the organisation was to scientifically investigate the ventilation of underground workings, the causes of sudden explosions and the development of safety lamps. The last point was of special importance, as the main cause of accidents was considered to be an open fire in the underground - oil lamps, candles or flares used to light the workings. After the start of the society, several types of new lamps were created. Among them was the Geordie lamp, with air supplied through narrow tubes through which the flame could not move. Humphry Davy invented another safety design, the Davy lamp, in which the flame was surrounded by an iron mesh. But all of these did not provide adequate safety in operation.

горный музей
© Форпост Северо-Запад / Горный музей

A truly innovative invention was Karl Wolff's petrol lamp, which was already constructed at the end of the 19th century. The emergence of this safety device, which shone brightly and emitted no soot, saved thousands of lives. Among the miners of the time it was known as the 'Benefactor'. The inventor combined the work of his predecessors in one lamp.

горный музей
© Форпост Северо-Запад / Горный музей

It had a safety net, a glass cylinder around the flame, a lower air supply and a bolt that could only be opened by a magnet weighing over 10 kilos. Each miner could re-light the lamp if it went out without endangering himself or his comrades. The construction also served to detect the presence of mine gas. It was done by lowering the flame of the lamp and lifting it upwards to the roof of the pit. If a blue halo appeared around it, this would mean that there was methane in the air. The device was so successful that it served as an analogue for improved designs, which were in use until the 1930s when they were replaced by battery-powered lamps.

рудничные светильники
© Форпост Северо-Запад / Горный музей

Models of the mid-nineteenth and twentieth century Wolf safety gasoline lamp are preserved in the exhibition of the St Petersburg Mining Museum. In the collection dedicated to mine lighting, you can also see clay lamps from an ancient lead mine, the first Devi lamp and battery lamps from the Soviet period.

горный музей
© Форпост Северо-Запад / Горный музей

What yesterday was almost a curse in Europe's coal-based energy consumption is now a much sought-after resource. Pipeline and liquefied gas, for which demand continues to grow steadily around the world, is a mixture of naturally occurring gaseous hydrocarbons, consisting mainly of methane. Humankind extracts more than 3.5 trillion cubic metres of this valuable resource every year.
Translated by Diego Monterrey, for Northwest Forpost.

Санкт-ПетербургПасмурно-14°C
$ЦБ:73,85ЦБ:83,36OPEC:71,41

Проклятый газ, который нужен миру

светильник рудничный
© Форпост Северо-Запад / Горный музей

На угольных шахтах мира регулярно происходят десятки аварий из-за взрыва метана. Они уносят жизни сотни людей и это при наличии современных автоматических систем газозащиты.

Люди впервые столкнулись с последствиями присутствия в шахтах метана в XVIII веке. В это время в Великобритании добыча угля становится прибыльным бизнесом и для увеличения объёмов добычи начинается освоение все более глубоких и, как оказалось позже, опасных горизонтов. Самая ранняя известная на сегодняшний день массовая гибель шахтеров произошла в 1705 году в графстве Дарем на севере Англии. Ее жертвами стали 30 человек. Следующая трагедия не заставила себя ждать и случилась спустя три года в том же районе при взрыве в шахте «Fatfield», где погибли 69 рабочих. Причиной этих происшествий был так называемый «рудничный газ», реагирующий на контакт с открытым огнем. Дело доходило до того, что англиканские священники перед спуском рабочих в забой читали молитвы, в которых упоминался проклятый газ как порождение Диавола.

взрыв на шахте
© Общественное достояние

Чтобы обезопасить себя от его воздействия, люди прорубали дополнительные выработки в районе добычи угля - газ распространялся по ним и смешивался с воздухом. Затем полученную смесь необходимо было поджечь, после чего она взрывалась. Для выполнения рискованной работы нанимался специальный человек, в Англии его называли «Пожарным», а во Франции «Кающимся грешником». На рабочего надевали мокрую одежду и стеклянную маску для защиты глаз. Поджигатель брал в руки длинный шест с факелом на конце, ложился, полз в выработку и провоцировал взрыв. После чего горные работы могли продолжаться в относительно безопасном режиме. Иногда в качестве индикатора под землю брали клетку с канарейкой, и ориентировались на ее пение. Как только птица замолкала на долгое время или теряла сознание, следовало немедленно покинуть забой. Это означало, что в воздухе в большом количестве присутствуют ядовитые субстанции.

кающийся грешник
© Общественное достояние

Спустя сто лет после первых взрывов на угольных шахтах Англии, британский химик и геолог Август Вильгельм фон Гофман доказал, что рудничный газ является смесью метана с азотом и углекислым газом. На тот момент уже было известно, что природный метан не имеет цвета и запаха. Он содержится в угольных пластах, где происходит разложение органических остатков. Скапливаясь в пустотах среди пород, метан способен в любой момент взорваться от малейшей искры, а выброс газа происходит одновременно с обрушением породы.

Эти научные разработки совпали по времени с одной из самых массовых трагедий на угольных шахтах Англии. Тогда во время взрыва на копи «Felling» близ города Гейтсхе погибло 92 шахтера, причем 30 их них были дети и подростки в возрасте от 8 до 16 лет. Событие побудило власти создать «Сандерлендского общество», состоящее из священнослужителей, врачей, владельцев и управляющих шахтами. Главной целью организации было провозглашено научное изучение темы вентиляции подземных выработок, причин внезапных взрывов и разработка предохранительных ламп. Последний пункт представлялся особенно важным, ведь именно наличие под землей открытого огня - масляные лампы, свечи, факелы, которым освещали выработки, считался главной предпосылкой происшествий. После начала деятельности общества, было создано несколько видов новых ламп. Среди них лампа Джорди, с воздухом, подаваемым через узкие трубки, по которым пламя не могло двигаться. Хамфри Дэви изобрел другую предохранительную конструкцию - лампу Дэви, в которой пламя было окружено железной сеткой. Но все они не обеспечивали должной безопасности при работе.

горный музей
© Форпост Северо-Запад / Горный музей

По-настоящему инновационным изобретением стала бензиновая лампа Карла Вольфа, сконструированная уже в конце XIX века. Появление такого предохранительного устройства, которое ярко светило и не выделяло сажу, спасло тысячи жизней. Среди шахтёров того времени ее называли не иначе как «Благодетельницей». Изобретатель соединил в одной лампе наработки своих предшественников.

горный музей
© Форпост Северо-Запад / Горный музей

Она имела предохранительную сетку, стеклянный цилиндр вокруг пламени, нижнюю подачу воздуха и затвор, открывающийся только при помощи магнита весом более 10 килограмм. Каждый шахтер мог повторно зажечь лампу, если она погасла, не подвергая опасности себя и своих товарищей. Кроме того, конструкция служила и для определения наличия рудничного газа. Для этого пламя лампы необходимо было ослабить и поднять к кровле выработки. Если вокруг появлялся голубой ореол, значит, в воздухе есть метан. Устройство оказалось настолько удачным, что послужило аналогом для усовершенствованных конструкций, которые были в использовании вплоть до 30-х годов прошлого столетия, пока на смену им не пришли аккумуляторные лампы.

рудничные светильники
© Форпост Северо-Запад / Горный музей

Модели предохранительной бензиновой лампы Вольфа середины XIX и XX веков сохранилась в экспозиции Петербургского Горного музея. В коллекции, посвященной рудничному освещению, можно также увидеть глиняные светильники из античного свинцового рудника, первую лампу Деви и аккумуляторные лампы советского периода.

горный музей
© Форпост Северо-Запад / Горный музей

То, что еще вчера было чуть ли не проклятьем в энергопотреблении Европы, базирующимся на угле, сегодня является крайне востребованным ресурсом. Трубопроводный и сжиженный газ, спрос на который по всему миру продолжает неуклонно расти, представляет собой смесь газообразных углеводородов природного происхождения, состоящую главным образом из метана. Каждый год человечество добывает свыше 3,5 триллионов кубических метров этого ценного полезного ископаемого.

Подписывайтесь на наши каналы:Google NewsGoogle НовостиYandex NewsЯндекс НовостиYandex ZenЯндекс Дзен