Санкт-ПетербургНебольшой снег-8°C
$ЦБ:73,74ЦБ:83,24OPEC:70,03

Ужасы уральских сказок

хозяйка медной горы
© Форпост Северо-Запад / Горный музей

Сказки братьев Гримм с детства знает каждый, но кто из родителей задумывался, что они по своей жестокости не уступают сводкам криминальной хроники. Аналогичный пример есть и в отечественной литературе.

Самый знаменитый сборник сказов Павла Бажова «Медной Горы хозяйка», входящий в список «100 книг», рекомендованных Министерством образования школьникам для самостоятельного чтения, едва ли может похвастаться счастливой судьбой главных героев или позитивными концовками.

хозяйка медной горы
© Общественное достояние

В 1931 году после серии дискуссий на тему значения фольклора для народного хозяйства в реконструктивный период, советским правительством было принято решение издать сборник «Дореволюционный фольклор на Урале». Сбор материала поручили члену союза писателей СССР пермскому писателю Владимиру Бирюкову. Требования, выдвигаемые к краеведу, были предельно четкие. Во-первых, ни намека на религиозные темы, брань и рассказы о тяжелой крестьянской жизни. Во-вторых, главный акцент должен был быть сделан на преимущества коллективного труда и интересную жизнь рабочего класса. Через некоторое время историк Бирюков заявил, что нигде не смог найти рассказов о жизни рабочих и к поискам подключили пятидесятилетнего журналиста областной «Крестьянской газеты» Павла Бажова. Его попытки найти информацию в жанре социалистического реализма также не увенчались успехом. Но вместо того, чтобы прекратить работу, он сочиняет рассказы самостоятельно, опираясь на сюжеты, навеянные когда-то услышанными в детстве историями.

Чтобы соблюсти требования, так называемого, технического задания, Павел Петрович вывел в сказы на главные роли такие языческие понятия как природа, почва, богатство подземных недр и красота драгоценных камней, далекие и чуждые христианству. И подчеркнул, что вся эта роскошь нужна человеку не для богатства, а для дела, иначе его можно считать существом примитивным. Главным предметом для гордости в рассказах считалось мастерство и умение. Описанный образ рабочего человека - одновременно творческого, самостоятельного и энергичного, был полностью поддержан критикой, а автор отмечен как один из самых заметных писателей времени.

бажов
© Общественное достояние

Удивительно, что изначально Бажов даже не предполагал, что его произведение в первую очередь начнут ассоциировать с детской литературой. Поначалу и редакционный совет не рассматривал сказы как тексты пригодные для дошкольников из-за сложного устаревшего языка и многозначности текстов. Но в скором времени историями начали зачитываться сначала уральские, а затем и все советские дети.

Однако… одна из его историй повествует о Якове Зорко, слепом, пожилом и жадном мужчине, назначенном по счастливой случайности горным мастером. Дожив до преклонных лет, он так и не смог создать семью, поэтому, решил позвать замуж совсем юную девушку Устью. Будущая невеста, не желающего такого супруга, в качестве испытания отправляет жениха на Карасью гору найти овраг, где по легенде, хранится большое количество малахита. Там на Якова сверху падают драгоценные камни, в том числе и малахит. Мужчина, ослепленный мыслью о возможном богатстве, даже не обращает внимание на синяки от камнепада, вскоре поиски сводят его сума и обездвиженный он замерзает под деревом.

малахит
© Форпост Северо-Запад / Горный музей/Малахит

В другой сказке «Таюткино зеркальце» шахтеры случайно наталкиваются на необычную горную породу, поверхность которой была похожа на зеркало. Владелица шахты, зажиточная барышня, считавшая, что все найденное принадлежит только ей, услышав о диковине, приказала доставить ей чудо-камень. Когда женщина поднесла камень к лицу, чтобы посмотреть в его отражение, он сразу же треснул, и руда брызнула ей в лицо, напугав до потери сознания. Барыня осталась живой, но все ее дети после этого рождались сумасшедшими.

Сказы Бажова
© Общественное достояние

По одной из версий ученых, Бажов вдохновлялся немецким фольклором, когда создавал свои произведения. Действительно именно книги Братьев Гримм можно по праву назвать самыми страшными народными сказками. Например, рассказ о Белоснежке и семи гномах знает каждый ребенок. Но не все помнят, что когда королева поручает отвести девочку в лес и убить, она требует принести доказательство. Убедить в кровавой расправе ее должны легкое и печень несчастной принцессы. Когда подданный, пожалев Белоснежку, приносит королеве внутренности дикого оленя, та их съедает.

Тем не менее обычно сказки немецких сочинителей имели относительно счастливый финал, чего не скажешь о историях Бажова. Чаще всего судьбу в его сказах вершила Хозяйка Медной горы, будучи «владычицей подземных богатств», она не всегда была последовательна в своих действиях. Колдунья могла быть как доброй, так и злой, живой и мертвой, прекрасной и отвратительной. Она могла вселиться в дочь Данилы-Мастера, после того как отпустила последнего к жене, или на веке оставить у себя горного мастера, до пояса превращенного в камень.

изумруд
© Форпост Северо-Запад / Горный музей/Изумруд

Увидеть все сокровища Медной горы можно в Горном музее Петербурга. Здесь хранится крупнейшая глыба уральского малахита, весом 1,5 тонны, найденная на Гумешевском руднике, представлены коллекции изумрудов, рубинов, топазов и аквамаринов.

малахит
© Форпост Северо-Запад / Горный музей

Также в одном из крупнейших естественнонаучных музеев мира выставлено произведение искусства, изображающее Данилу-Мастера и Хозяйку Медной горы. Изделие было отлито на старейшем металлургическом заводе Южного Урала - Каслинском и входит в коллекцию художественного литья, которая насчитывает более сотни экспонатов, изготовленных в XIX-XX веках на литейных заводах России, Украины и Германии.

Подписывайтесь на наши каналы:Google NewsGoogle НовостиYandex NewsЯндекс НовостиYandex ZenЯндекс Дзен