Перейти к основному содержанию

Ужасы уральских сказок

хозяйка медной горы
© Форпост Северо-Запад / Горный музей

Сказки братьев Гримм с детства знает каждый, но кто из родителей задумывался, что они по своей жестокости не уступают сводкам криминальной хроники. Аналогичный пример есть и в отечественной литературе.

Самый знаменитый сборник сказов Павла Бажова «Медной Горы хозяйка», входящий в список «100 книг», рекомендованных Министерством образования школьникам для самостоятельного чтения, едва ли может похвастаться счастливой судьбой главных героев или позитивными концовками.

Missing материал.

В 1931 году после серии дискуссий на тему значения фольклора для народного хозяйства в реконструктивный период, советским правительством было принято решение издать сборник «Дореволюционный фольклор на Урале». Сбор материала поручили члену союза писателей СССР пермскому писателю Владимиру Бирюкову. Требования, выдвигаемые к краеведу, были предельно четкие. Во-первых, ни намека на религиозные темы, брань и рассказы о тяжелой крестьянской жизни. Во-вторых, главный акцент должен был быть сделан на преимущества коллективного труда и интересную жизнь рабочего класса. Через некоторое время историк Бирюков заявил, что нигде не смог найти рассказов о жизни рабочих и к поискам подключили пятидесятилетнего журналиста областной «Крестьянской газеты» Павла Бажова. Его попытки найти информацию в жанре социалистического реализма также не увенчались успехом. Но вместо того, чтобы прекратить работу, он сочиняет рассказы самостоятельно, опираясь на сюжеты, навеянные когда-то услышанными в детстве историями.

Чтобы соблюсти требования, так называемого, технического задания, Павел Петрович вывел в сказы на главные роли такие языческие понятия как природа, почва, богатство подземных недр и красота драгоценных камней, далекие и чуждые христианству. И подчеркнул, что вся эта роскошь нужна человеку не для богатства, а для дела, иначе его можно считать существом примитивным. Главным предметом для гордости в рассказах считалось мастерство и умение. Описанный образ рабочего человека - одновременно творческого, самостоятельного и энергичного, был полностью поддержан критикой, а автор отмечен как один из самых заметных писателей времени.

Missing материал.

Удивительно, что изначально Бажов даже не предполагал, что его произведение в первую очередь начнут ассоциировать с детской литературой. Поначалу и редакционный совет не рассматривал сказы как тексты пригодные для дошкольников из-за сложного устаревшего языка и многозначности текстов. Но в скором времени историями начали зачитываться сначала уральские, а затем и все советские дети.

Однако… одна из его историй повествует о Якове Зорко, слепом, пожилом и жадном мужчине, назначенном по счастливой случайности горным мастером. Дожив до преклонных лет, он так и не смог создать семью, поэтому, решил позвать замуж совсем юную девушку Устью. Будущая невеста, не желающего такого супруга, в качестве испытания отправляет жениха на Карасью гору найти овраг, где по легенде, хранится большое количество малахита. Там на Якова сверху падают драгоценные камни, в том числе и малахит. Мужчина, ослепленный мыслью о возможном богатстве, даже не обращает внимание на синяки от камнепада, вскоре поиски сводят его сума и обездвиженный он замерзает под деревом.

малахит
© Форпост Северо-Запад / Горный музей/Малахит

В другой сказке «Таюткино зеркальце» шахтеры случайно наталкиваются на необычную горную породу, поверхность которой была похожа на зеркало. Владелица шахты, зажиточная барышня, считавшая, что все найденное принадлежит только ей, услышав о диковине, приказала доставить ей чудо-камень. Когда женщина поднесла камень к лицу, чтобы посмотреть в его отражение, он сразу же треснул, и руда брызнула ей в лицо, напугав до потери сознания. Барыня осталась живой, но все ее дети после этого рождались сумасшедшими.

Missing материал.

По одной из версий ученых, Бажов вдохновлялся немецким фольклором, когда создавал свои произведения. Действительно именно книги Братьев Гримм можно по праву назвать самыми страшными народными сказками. Например, рассказ о Белоснежке и семи гномах знает каждый ребенок. Но не все помнят, что когда королева поручает отвести девочку в лес и убить, она требует принести доказательство. Убедить в кровавой расправе ее должны легкое и печень несчастной принцессы. Когда подданный, пожалев Белоснежку, приносит королеве внутренности дикого оленя, та их съедает.

Тем не менее обычно сказки немецких сочинителей имели относительно счастливый финал, чего не скажешь о историях Бажова. Чаще всего судьбу в его сказах вершила Хозяйка Медной горы, будучи «владычицей подземных богатств», она не всегда была последовательна в своих действиях. Колдунья могла быть как доброй, так и злой, живой и мертвой, прекрасной и отвратительной. Она могла вселиться в дочь Данилы-Мастера, после того как отпустила последнего к жене, или на веке оставить у себя горного мастера, до пояса превращенного в камень.

изумруд
© Форпост Северо-Запад / Горный музей/Изумруд

Увидеть все сокровища Медной горы можно в Горном музее Петербурга. Здесь хранится крупнейшая глыба уральского малахита, весом 1,5 тонны, найденная на Гумешевском руднике, представлены коллекции изумрудов, рубинов, топазов и аквамаринов.

малахит
© Форпост Северо-Запад / Горный музей

Также в одном из крупнейших естественнонаучных музеев мира выставлено произведение искусства, изображающее Данилу-Мастера и Хозяйку Медной горы. Изделие было отлито на старейшем металлургическом заводе Южного Урала - Каслинском и входит в коллекцию художественного литья, которая насчитывает более сотни экспонатов, изготовленных в XIX-XX веках на литейных заводах России, Украины и Германии.

чугун
Во второй половине XIX века художественное чугунное литьё стало визитной карточкой Урала и получило широкое признание во всём мире. Настоящий триумф изделий уральских мастеров состоялся на всемирной выставке 1900 года в Париже, где наивысшую награду – Золотую медаль и «Гран-при» получил знаменитый каслинский ажурный чугунный павильон.