Перейти к основному содержанию

В Санкт-Петербургском горном университете рассказали о роли студенческого института наставничества

Кавголово
© Форпост Северо-Запад / Мария Онищенко

На учебной базе «Кавголово» Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II прошёл заключительный двухдневный семинар клуба «Студенческий институт наставничества». Его участники будущей осенью возьмут шефство над первокурсниками, в их задачу войдёт ускорение адаптации «новобранцев» за счёт вовлечения в общественную, научную и спортивную жизнь вуза.

Желающих заняться столь непростым, но интересным делом изначально оказалось больше, чем требуется – свыше 250 человек, так что на предварительных этапах Совету обучающихся даже пришлось устраивать конкурсный отбор. В итоге в «обойме» осталось 98 юношей и девушек, наиболее мотивированных к тому, чтобы стать кураторами своих младших товарищей. Именно они и отправились на финальный выезд за город в формате «без галстуков» для того, чтобы продолжить работу над развитием своих коммуникативных и прочих навыков.

Кавголово
© Форпост Северо-Запад / Мария Онищенко
Кавголово
© Форпост Северо-Запад / Мария Онищенко
Кавголово
© Форпост Северо-Запад / Мария Онищенко

Поясняя причины, по которым ребята решили взвалить на себя столь нелёгкий груз и заняться решением чужих проблем, они говорили, прежде всего, о стремлении к саморазвитию, желании завести новых друзей и знакомых, а ещё вспоминали то время, когда сами впервые переступили порог альма-матер. Почувствовать себя своим в непривычной обстановке и привыкнуть к новому ритму жизни им во многом помогли как раз таки студенты старших курсов.

«Во время первого семестра я чувствовала себя несколько потерянной, и адаптироваться мне действительно помогла, прежде всего, наставница. Она поясняла, как правильно заполнять документы, рассказывала, где находится та или иная локация, но, самое главное, - создала в нашей группе очень хороший микроклимат», - рассказывает студентка 2 курса факультета переработки минерального сырья Александра Соловьёва.

Несмотря на юный возраст, в нынешнем учебном году она сама уже выступала в роли куратора, причём, весьма успешно. Поэтому в Кавголово Саша не только принимала участие в различных мастер-классах и форсайд-сессиях, но также делилась со своими «однокашниками» полученным опытом. Отвечая на вопрос о том, не давит ли на плечи ответственность, девушка поясняет, что ничего такого не чувствует, ведь общественной работой она занимается с младых ногтей. В списке её добрых дел - даже организация приюта для домашних животных.

Кавголово
© Форпост Северо-Запад / Мария Онищенко

«Очень важно, чтобы ребята из одной группы с первых же дней нашли взаимопонимание. Спокойная и доброжелательная атмосфера самым позитивным образом отражается и на их успехах в учёбе, и на личностном росте, что тоже немаловажно. Поэтому на собраниях с первокурсниками я сочла обязательным проведение мероприятий, нацеленных на командообразование. Это помогло всем ближе познакомились друг с другом и в дальнейшем стать единым целым», — отмечает Александра Соловьёва.

Помимо самих студентов в качестве преподавателей на этом и предыдущих семинарах также выступали психологи Горного университета и сторонние эксперты в области конфликтологии, делового этикета и, конечно же, развития коммуникативных компетенций. Ребят, например, учили слушать собеседника, не перебивая, для того, чтобы лучше уяснить суть его вопроса или претензий, а ещё – гасить лишние эмоции для того, чтобы разговор протекал исключительно в конструктивном русле.

Кавголово
© Форпост Северо-Запад / Мария Онищенко

«Благодаря тренингам я, например, уяснил, что если возникает конфликт с человеком, то нужно разобраться в его причинах. Вполне вероятно, что у него есть личные проблемы, мешающие воспринимать доводы, которые тебе кажутся железобетонными. В этом случае следует отнестись к оппоненту с пониманием, не воспринимать его «всплески» на свой счёт, а выйти на диалог и разобраться. Если же говорить в целом, то занятия в «Студенческом институте наставничества» позволили мне лучше контролировать речь и более внятно излагать мысли, поэтому их пользу, как мне кажется, переоценить довольно трудно. А ещё – здесь я познакомился с интересными людьми, многие из которых стали моими друзьями», — рассказывает первокурсник Глеб Титов.

Конечно, будущие кураторы должны не только обладать «прокачанными» коммуникативными навыками, но также знать устав вуза и кодекс поведения его представителей. Ведь одна из приоритетных задач, которая встанет перед ними в процессе знакомства с первокурсниками – донести до них на первый взгляд простую, но на самом деле весьма нетривиальную для многих мысль. Соблюдение моральных норм и дресс-кода является обязательным условием обучения, точно так же, как и усердие в постижении новых знаний.

Кавголово
© Форпост Северо-Запад / Мария Онищенко

«С одной стороны, нам нужно дать понять ребятам, что детство кончилось, и уровень их ответственности должен стать гораздо выше. В противном случае им будет весьма проблематично получить диплом о высшем образовании, да и в целом добиться успеха в жизни. С другой, мы должны стать для них проводниками в этот новый мир. В Горном университете, например, создано огромное количество спортивных секций и клубов по интересам. Так вот, одна из наших наиважнейших задач – понять, чем увлечены новички или что могло бы их заинтересовать помимо занятий, во внеурочное время. Общественная или научная работа, танцы, футбол, что-то другое. Чем быстрее они найдут единомышленников, увлечённых тем же самым, тем оперативнее адаптируются, повысят свою самооценку и будут успешнее учиться», — уверена председатель клуба «Студенческий институт наставничества», третьекурсница факультета переработки минерального сырья Милада Ефимова.

Выезд на учебную базу в Кавголово завершился защитой проектов. Участники семинара были разбиты по командам, и каждой из них было предложено выбрать тему, которая могла бы являться лейтмотивом их деятельности в качестве наставников. В числе приоритетов оказалась помощь в адаптации иностранных студентов, организация быта в общежитии, знакомство с внутривузовской логистикой. Итогом стали так называемые «финальные продукты» - своего рода методички, где изложены ключевые проблемы и пути их решения.

Солнечное
На площадке академического центра «Солнечное» Санкт-Петербургского горного университета состоялся семинар, в котором приняли участие 84 преподавателя из числа кураторов студентов первого курса