В университетском сообществе не утихает обсуждение двух контрактов, которые Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», известный также как Московский институт физкультуры, заключил с «Высшей школой экономики» (ВШЭ) и ООО «Игры синих котов» на создание инструмента оценки лояльности студентов к российским духовно-нравственным ценностям и его воплощение в готовый программный продукт.
Статус, по крайней мере, одного из исполнителей госзаказа – ВШЭ – позволяет предположить, что речь идет о создании в отдельно взятом вузе прецедента, который будет тиражироваться на все прочие.
К социологическим опросам ВЦИОМ, ФОМ, «РОМИР» и других агентств мы уже привыкли. Любая работа с социумом должна начинаться со среза настроений момента, но для этого достаточно анонимного исследования. В случае с контрактами Института физкультуры подразумевается персонифицированный контроль лояльности. Самую вольнолюбивую часть общества – студентов – окрасят в цвета, от красного до зеленого, в зависимости от степени соответствия президентскому указу «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Контракты, как и подобает, заключены по результатам тендеров. Информация размещена на сайте госзакупок. Первый тендер с начальной ценой в 10 миллионов рублей предусматривает разработку «научно обоснованного инструментария» для оценки и мониторинга нравственного здоровья студентов. ВШЭ не стала снижать цену и выиграла конкурс благодаря своему квалификационному перевесу над конкурентами.
Техзадание для ВШЭ предусматривает не просто поиск критериев приятия или неприятия ценностей. Требуется составить опросник, который позволит точно определить, насколько формально студент выражает свое мнение, то есть понять степень его искренности и глубину вовлечения в предмет изучения.
Во втором тендере заказ на создание информационной системы, через которую будут проводиться опросы, и анализироваться их результаты. То есть требуется создать практическое воплощение в софте того инструментария, который создаст ВШЭ. В конкурсе участвовало 6 претендентов. Компания «Игры синих котов» из скромности или в интересах демпинга, не нам судить, снизила начальную цену 14 966 666 рублей 67 копеек в 11 раз, предложив выполнить заказ за 1,3 миллиона.
Первый контракт должен быть исполнен к середине ноября, второй примерно на месяц позже. Работа кипит, и, вероятно, уже в 2026 году всем сестрам раздадут по серьгам: студенты всех высших учебных заведений страны будут маркированы по принципу степени соответствия их взглядов традиционным ценностям. Сможет ли Минобрнауки РФ оценить эффективность воспитательной работы в вузах?
Десятилетиями, как минимум с начала 1990-х годов, воспитание считалась второстепенным даже в школах, а уж тем более в университетах. Более того, образование считалось услугой, и никакие ценности кроме личной выгоды всерьез не воспринимались. Сегодня принципиально в масштабах всей вузовской системы ничего не изменилось.
И тут как снег на голову – упомянутый президентский указ от ноября 2022 года. Напомним, что он является не декларацией, а «документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации». Образовательная система постсоветской России получила четкие ориентиры воспитательной политики, но смысловое единство между ними и педагогической практикой должна обеспечивать научно проработанная методология. А вот её то, давайте будем честны, на самом деле и нет, кроме огромного количества нормативной «макулатуры», которую мало кто читает. Хотя в России накоплен огромный исторический опыт в этом деле.
О достоинствах отечественной системы образования во второй половине 20 века высказывались сразу два президента США. Джон Кеннеди: «Космос мы проиграли русским за школьной партой». Рональд Рейган: «Самое мощное оружие русских – это их образование». Во многом мы обязаны этим основоположнику отечественной педагогики Константину Ушинскому. Еще в 1857 году он ввел в научный оборот понятие о двух составляющих образования – воспитании и обучении. Без этой связки невозможен был бы полет Юрия Гагарина и победа в Великой Отечественной войне.
Роль педагога в формировании личности хорошо осознавалась и до Ушинского. Триумф российского оружия в войне с войсками Наполеона Бонапарта в 1812 году тоже не в последнюю очередь можно отнести к учительской заслуге. При Александре I в 1802 году «для воспитания юношества и распространения наук» было создано Министерство народного просвещения. Император наполнил новым содержанием и всю структуру учебных заведений – от приходских училищ до губернских гимназий и университетов. Венцом этой работы можно считать создание в 1804 году в Московском университете нравственно-политического факультета. Уже в его названии – воспитательная составляющая.
Сегодня страна возвращается к единству воспитания и обучения, но велик риск, что вся воспитательная работа сведется к контролю: вам сформулировали ценности, и только попробуйте продемонстрировать их неприятие или принять их формально. Это похоже на проведение ЕГЭ в условиях провала школьной подготовки. Не секрет, что дефицит учителей привел к тому, что зачастую некоторые предметы вообще не преподаются или их ведут непрофильные преподаватели.
С помощью репетитора можно подготовить ребенка к сдаче единого госэкзамена, но нельзя за пару месяцев восполнить все пробелы в знаниях по школьной программе. Можно ли воспитать личность по щелчку пальцев?
Мы не знаем, какие методы возьмет на вооружение ВШЭ для выполнения своего контракта с Институтом физкультуры. В арсенале социологов существует некоторое количество инструментов, которые могут пригодиться для мониторинга ценностных установок молодежи. Тест Милона Рокича или метод анализа иерархий. Важно, что они не дают гарантии против «лукавых ответов».
Любая попытка полностью исключить субъективный фактор, скорее всего, будет обречена на провал. Если это верно для оценки знаний, то с воспитанием еще сложнее. Не случайно, например, Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II, лидер президентского пилотного проекта совершенствования высшей школы не объявляет тендеры на создание опросников по оценке лояльности, а держит руку на пульсе студенческой жизни через систему наставничества.
С первого курса адаптацией вчерашних школьников к университетской жизни занимаются наставники-кураторы студенческих групп. На старших курсах им на смену приходят наставники по специальности, в практической подготовке помогают производственные наставники.
Одна из новаций, которые вуз разрабатывает и внедряет в рамках президентского пилотного проекта совершенствования высшего образования, – создание Центра координации работы по развитию студенческого социума. Координация необходима, чтобы деятельность всех многочисленных студенческих объединений, и вообще все внеучебные мероприятия отвечали единой цели формирования устойчивого мировоззрения студента. В этом деле вуз опирается не только на наставников, но и на лидеров студенческого сообщества, людей неравнодушных, имеющих высокие моральные устои и разделяющих традиционные ценности.
Воспитательная работа в Горном формализована в во внутренних документах, но неформальна по сути. Как и контроль ее эффективности. Социум по определению является подобием живого организма. Соответственно, развиваться и оцениваться он должен не механистически. Вряд ли кто-то возьмется оспаривать поговорку «Что посеешь, то и пожнешь», применительно к воспитанию. Для бюджета и даже для отдельно взятого вуза 11,3 миллиона рублей – не великая сумма, но ее, пожалуй, с большей пользой можно было потратить на дополнительные стипендии лучшим студентам того же Института физкультуры. Это точно не противоречит провозглашенному президентским указом «приоритету духовного над материальным».