Перейти к основному содержанию

Спасут ли российское образование «алмазные буквари»

Проблемы в образовании, связанные с присоединением России к Болонскому процессу, стали наглядно проявляться еще десять лет назад. К 2011-му году стоимость платного обучения в вузах стала одной из самых высоких в Европе. При этом значение образовательного индекса, рассчитываемого Организацией объединенных наций, впервые снизилось. Россия оказалась на 31 месте, уступив Аргентине и Испании. Внутри страны обострились проблемы взаимодействия вузов с предприятиями, только 30% из них продолжали организовывать на своей базе студенческую производственную практику.

Правительство РФ рассчитывало решить проблемы школ и вузов за счет подключения к проекту «Образование 2030». Он проводился под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Россия так и не смогла вступить в этот клуб развитых стран, хотя казалось, что мы уже на пороге.

Кураторство проекта поручили вновь созданному Агентству стратегических инициатив (АСИ). Результатом многомесячной экспертной работы стала представленная в июне 2012 года дорожная карта «Образование 2030». Её создатели шокировали общественность, предсказав, что образование в двадцатилетнем горизонте выйдет из-под контроля человека и доверится искусственному интеллекту.

Missing материал.

Прошло восемь лет, и уже можно подвести промежуточные итоги. Тем более что 2020-й год в дорожной карте обозначен как этапный. К сегодняшнему дню по прогнозам АСИ уже должны были заявить о себе альтернативные технологии в образовании, чтобы к 2025 году традиционные школа и вуз вообще прекратили свое существование.

Их функцию должны взять на себя так называемые «Алмазные буквари» - персональные обучающие системы на основе искусственного интеллекта, то есть саморазвивающиеся электронные наставники. А венцом развития образования предполагалось наступление сингулярности. То есть момента, когда совершенствование технологий, а вместе с ним и образования, полностью выйдет из-под контроля человека в пользу электронного разума.

В США и странах Европейского союза подобные идеи пришлись ко двору, поскольку выход из финансового кризиса 2008 года был связан с ростом денежной эмиссии – политикой количественного смягчения. Технологические стартапы прекрасно подошли финансистам в качестве объектов масштабного вливания новых денег.

Хороший пример – лаборатория антидисциплинарных исследований Массачусетского технологического института (MIT Medialab). В дорожной карте АСИ она упоминается в связи с трендом на развитие телесных интерфейсов, которые уже к сегодняшнему дню должны были привести к отказу от компьютеров как специальных отдельных объектов.

Лаборатория была открыта еще в 1985 году, но в 2009-м она резко активизировалась. Для нее даже было даже построено второе отдельное здание – стеклянный шедевр архитектуры, спроектированный лауреатом Притцкеровской премии Фумихико Маки.

Missing материал.

Среди последних разработок MIT Medialab симулятор свободы. Используя такие инструменты как пространственное аудио, отслеживание движения и видеопроекции ученые пытаются вызвать у людей иллюзию полного физического и духовного раскрепощения.

Или исследования в области поиска новых методов интерпретации и отображения экспрессивного жеста для использования в исполнении инновационных музыкальных композиций. Вероятно, они развивают в цифровой плоскости идеи петербургского ученого Льва Термена. Его музыкальный инструмент терменвокс был создан в 1920 году, и до сих пор выглядит весьма экзотично.

Годовой бюджет MIT Medialab по нынешнему курсу составляет около полутора миллиардов рублей. Российские стартаперы, к сожалению, лишены финансовых возможностей, которые предоставляет «количественное смягчение». Поэтому им остается следить за трендами и пытаться включиться в западные технологические цепочки инноваций – от идеи до конечного продукта. А документы, подобные дорожной карте АСИ, можно воспринимать как ознакомительный сборник западных трендов.

Missing материал.

Помимо телесных интерфейсов, которые уже должны были заменить собой классический компьютер, АСИ предсказывало появление к сегодняшнему дню еще нескольких футуристических игрушек. Например, о массовом распространении когнитивных технологий и созданных на их основе устройств, считывающих человеческие мысли, развитии непредметного образования, необходимого в условиях среды с возрастающей неопределенностью.

В дорожной карте описаны не только технологические, но и нормативные изменения. В частности, корректировка пенсионной системы в сторону стимулирования родителей к заботе об образовании детей. Предполагалось, что размер пенсии будет зависеть от их количества и качества. Под последним видимо как раз имелась в виду образованность. Финансовой базой для инноваций должно было стать введение системы обязательного государственного образовательного страхования.

Пенсионная система, как мы знаем, развернулась совершенно в другом направлении. Страховые идеи в образовании также не реализованы. Практически ни один из заявленных технологических трендов к сегодняшнему дню не воплотился во что-то осязаемое. Таковы предварительные итоги.

Что же происходит с образовательной прогностикой сегодня? На федеральном уровне она трансформировалась в проект «Университет 20.35», работающий под патронажем основного идеолога дорожной карты «Образование 2030» Дмитрия Пескова, ставшего специальным представителем Президента России по цифровому и технологическому развитию.

Missing материал.

«Университет 20.35» - инструмент реализации федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». В последних числах мая он провел онлайн-сессию, посвященную опять-таки любимому занятию АСИ – структурированию тенденций. Сейчас речь идет об актуальных трендах постпандемического мира.

Если в 2012 году Дмитрий Песков представил вертикальный вектор развития образования к вершинам искусственного интеллекта и технологической сингулярности, то сейчас все немного иначе. Вместо линейного рывка заявлена траектория «золотого сечения». К 2035 году она должна привести общество к «зеленому пост-капитализму». Через «новый левый национализм», период полураспада и последующее появление островов развития.

«Российскую образовательную систему ждет технологический взрыв – появление огромного разнообразия новых форматов» – заявил Дмитрий Песков в своем вступительном выступлении на онлайн-сессии.

На этот раз взрыв инноваций подкреплён финансово. Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» предполагает создание венчурного фонда для поддержки перспективных образовательных технологий. Сообщалось, что он будет управлять семью миллиардами рублей, которые федеральный бюджет вкладывает в его уставный капитал через Российскую венчурную компанию (РВК).

О создании этого фонда говорили еще в 2018 году. Летом прошлого года РВК начала отбор претендентов на роль его управляющей компании. В результате многомесячной работы 12 декабря 2019 года конкурсная комиссия объявила, что определить победителя так и не удалось.