Перейти к основному содержанию

Человек, вдохновивший Джорджа Лукаса на создание Дарта Вейдера

Ефремов
© Общественное достояние

Что может быть общего между советским ученым, основавшим целую палеонтологическую науку тафономию, и легендарным режиссером Джорджом Лукасом? Почему ряд критиков обвиняют американца в плагиате?

Геолог и один из крупнейших писателей-фантастов 20 века Иван Ефремов родился в 1907 году в поселке Вырица Ленинградской области. Его отец, купец Антип Харитонович, был арендатором местного лесопильного завода и считался весьма богатым предпринимателем. Выходец из семьи крестьян стремился выбиться в люди: поменял имя с простонародного «Антипа» на современного «Антона», жертвовал церкви и строил сельские школы. А также имел внушительную библиотеку в собственном доме, единственным читателем которой был маленький сын лесопромышленника Иван. Уже в 6 лет он зачитывался приключенческими романами Жюль Верна. Именно страсть к познанию новых миров и давно ушедших в прошлое, приобретенная под влиянием основоположника научной фантастики, стала главным путеводителем в жизни Ефремова. Компасом, который определял его дальнейший маршрут.

В 1914 году семья переехала в Бердянск, где Иван поступил в гимназию. Спустя пару лет родители развелись, и мать вместе с детьми отправилась в Херсон. Там она встретила «новую любовь» - красного командира, оставила детей родственникам и уехала с ним. Так, Ефремов оказался сиротой при живых родителях. В то время в Крыму шла Гражданская война, сопровождающаяся вооруженными конфликтами между несколькими политическими и этническими группами. В Херсоне располагалась красноармейская авторота, вместе с которой в качестве «сына полка» Иван дошел до Перекопа, участвовал в освобождении полуострова от белогвардейцев. В 1921 году он получил контузию и демобилизовался. Молодому человеку исполнился всего 13 лет…

Ефремов
© Общественное достояние

Юноша понимает, что без знаний его перспективы значительно сужаются. Поэтому приезжает в Петроград и поступает в школу второй ступени, где за два с половиной года проходит пятилетний курс. Параллельно с учебой он работает грузчиком, пильщиком дров, помощником шофёра, затем шофёром в ночную смену.

В 1923 году Ефремов прочитывает в журнале «Природа» статью известного зоолога Петра Сушкина о вымерших рептилиях. Настойчивый молодой человек знакомится с академиком и становится его лаборантом в Геологическом музее Академии наук СССР. Там он получает начальную палеонтологическую подготовку, например, учится извлекать из породы окаменевшие останки животных. В поисках информации он обращается в Русское палеонтологическое общество. Председатель, профессор Яковлев, не выдерживает напора Ивана и лично выдает ему разрешение пользоваться библиотекой Горного института – главного центра развития отечественной геологии.

Однако научные статьи оказались гораздо труднее для понимания, чем романы из отцовской библиотеки. Разочарованный юноша принимает отчаянное решение: сдает экзамен на штурмана каботажного плавания при Петроградских мореходных курсах и уезжает на Дальний Восток. Весь 1924-ый год он проводит в качестве матроса парусно-моторного судна у берегов Сахалина и в Охотском море. Спустя год он возвращается в Петроград и поступает на биологический факультет Ленинградского университета. Правда, быстро понимает, что ошибся со специализацией, переводится на геологический факультет, а вскоре и вовсе оставляет учебу. В жизни Ефремова начинается новая эра бесчисленных научных экспедиций и открытий. Сначала в качестве студента, затем – сотрудника Геологического музея Иван Антонович посещает Азербайджан, Поволжье, Урал, Средняя Азия, Дальний Восток. Сделанные им находки служат материалом для его первых научных статей. Например, он обнаруживает останки ветлугазавра, став вторым человеком в мире, которому это удалось.

Ефремов
© Общественное достояние, Экспедиция, 1926 год

В 1932—1935 годах Иван Антонович обучается экстерном в Ленинградском горном институте. В августе 1935 года ему была присуждена ученая степень кандидата геолого-минералогических наук по совокупности научных работ - к этому времени он был автором 35 опубликованных статей. Парадокс заключался в том, что диплом об окончания вуза «с отличием» он получает только в 1937 году. При этом в 1940 году уже становится доктором наук.

В ходе анализа своих полевых наблюдений ученый замечает очевидные закономерности при распределении окаменелостей в породах и приходит к пониманию, что местонахождения вымерших животных образовались неслучайно - их локация имеет под собой логичные обоснования. На основе этих выводов Иван Антонович формулирует новую палеонтологическую науку – тафономию. Научный труд, описывающий ее основные теоретические положения, был завершен в 1943 году, но Академия наук запретила его публиковать.

Ефремов
© Общественное достояние, Нижнеамурская геологическая экспедиция, 1931 год

Лишь после того, как геолог привозит из Монголии богатейший материал, академики дают «добро». Доказательством состоятельности нового учения становятся несколько железнодорожных вагонов костей динозавров и тот факт, что американская экспедиция, работавшая там же несколькими месяцами раньше, вернулась с пустыми руками. В 1950 году печатают рукопись «Тафономия и геологическая летопись», а в 1952 года ее отмечают Государственной премией СССР. Международное признание наука получает только в 1970-е годы, зато какое: во многих американских учебниках и справочниках Ефремова называют «отцом» современной палеонтологии, соединившего геологические и палеонтологические данные в единую дисциплину.

ефремов
© Форпост Северо-Запад / Палеонтологический зал Горного музея

Еще одна работа - монография «Bentosuchus sushkini Efr. – лабиринтодонт из эотриаса реки Шарженги», посвященная остеологии и анатомии лабиринтодонтов, - приносит ученому почетный диплом Линнеевского общества. Оно располагается в Лондоне и является всемирным научным обществом по изучению всех аспектов биологии.

Надо сказать, что свои статьи ученый пишет не сухим канцелярским языком. Многие романисты не в состоянии даже приблизиться к тому накалу эмоций, с которым Ефремов описывал жизнь давно вымерших животных.

«Исполинские волны ходили на большом пространстве, сразу поднимая уровень воды в прибрежных лагунах, озерах и болотах на несколько метров, сметая все, что не было приросшим ко дну, силой своего напора. Поэтому древние четвероногие обитатели прибрежий могли жить только в затопленных лесах или на защищенном барьерными рифами берегу...».

Однако к написанию первых художественных произведений геолога побудила не тяга к творчеству, а тяжелая болезнь. В начале войны он был эвакуирован в Алма-Ату, а оттуда в столицу Киргизии Фрунзе (сегодняшний Бишкек). Там палеонтолог переносит тяжелую форму лихорадки тифозного типа, которая на долгие месяцы приковала его к постели.

Ефремов
© Общественное достояние

Находясь в безвыходном положении вынужденного покоя Иван Антонович обращается к литературной деятельности. Некоторые эпизоды из его экспедиционной жизни, разбавленные собственными впечатлениями и писательским вымыслом, он переносит на бумагу. За два года появляются более 10 рассказов, среди которых «Звездные корабли», «Катти Сарк», «Голец Подлунный». Все они – на стыке любимой Ефремовым с детства научной фантастики и приключений. Даже своего сына он называет Алланом в честь Аллана Квотермейна – героя серии книг Генри Райдера Хаггарда.

Удивительным образом в произведениях он предсказывает два важнейших события – открытие алмазных месторождений в Якутии («Алмазная труба») и голографию («Тень минувшего»).

Идея «Алмазной трубы» родилась у автора еще в аудитории Горного института после лекции профессора, коньком которого был метод геологических аналогий. Он рассказывал студентам о схожести пластов Южной Африки, где добывались камни, и горных пород Западной Якутии, и убеждал, что в Сибири обязательно должны быть алмазы. Через 10 лет в предсказанном Ефремовым Удачнинском районе Якутии ленинградский геолог Лариса Попугаева нашла первую в СССР алмазную трубку.

По сюжету рассказа «Тень минувшего» группа ученых в ходе экспедиции находят пласт окаменевшей смолы, в которой видят мираж тираннозавра. Они обнаружили редкий фотоэффект – световой отпечаток без бромосеребрянного процесса. В результате главный герой конструирует оптическую камеру, способную видеть природные фотографии. Создатель практической голографии Юрий Денисюк отмечал в интервью, что именно благодаря этому рассказу он вдохновился идеей голографии.

Ефремов
© Общественное достояние

Несмотря на то, что ученый продолжает работать как палеонтолог, он все больше времени уделяет литературе. Наиболее известные произведения того времени - «На краю Ойкумены», «Дорога ветров», «Туманность Андромеды».

В 1959 году по состоянию здоровья Ефремов увольняется из Палеонтологического института АН СССР, в котором проработал почти 30 лет. В последующие годы он пишет «Час быка», «Лезвие бритвы», «Таис Афинская».

Говорят, в 1930-х годах молодой геолог хотел вступить в партию, однако его не приняли из-за «неправильного» социального происхождения. После выхода «Туманности Андромеды», которая завоевывает невероятную популярность, переводится на 36 языков и становится знаковой для жанра научной фантастики во всем мире, ему предлагают вступить в ряды партийцев. Иван Антонович отказывается со словами: «Социальное происхождение не изменилось».

Ефремов
© Общественное достояние

В 1967 году роман экранизируют. Это новое направление в кинематографе: история о космическом будущем, о «Великом Кольце» миров Вселенной и планете, превращённой её жителями в цветущий сад. «Туманность Андромеды» издается в США и становится бестселлером. Знакомятся американцы и с экранизацией. Недолго думая, они решают использовать сюжет о галактическом содружестве цивилизаций в своем кинопроизводстве.

Автор «Звездных войн» Джордж Лукас не раз говорил о том, что на создание космической саги сильно повлияла советская научная фантастика. По слухам, во время своего приезда в перестроечную Москву он хотел встретиться с Павлом Клушанцевым, снявшим в 1962 году фильм «Планета бурь» по повести Александра Казанцева. Ефремова к тому моменту уже не было в живых – он умер в 1972 году от сердечной недостаточности. Но скорее всего американец внес бы и его имя в список россиян, с которыми он хотел бы познакомиться. Доброжелательно настроенные критики называют Клушанцева и Ефремова «крестными отцами» «Звездных войн», а более категоричные - обвиняют Лукаса в плагиате. Оба произведения являются аллюзией на Советский Союз, только в советском варианте это утопический мир будущего, а в американском - «империя зла». Но основная претензия заключалась в схожести героев – «ефремовский» Дар Ветра в Голливуде стал Дартом Вейдером, и андроид с лазерным тесаком из «Туманности Андромеды» настойчиво напоминает робота C-3PO.

Лукас, а затем медиахолдинг Disney, которому он продал производственную компанию и передал права собственности на франшизу фильма, выжал из сюжета по максимуму. Фильмы принесли десятки миллиардов долларов. А вот продолжение нашей космической саги, которая задумывалась Иваном Антоновичем как трилогия, ждала противоположная судьба – книги изымались из библиотек и запрещались к печати. Причина – в описанной в романе цивилизации, зашедшей в тупик, партийные функционеры распознали будущее общество развитого социализма.