Перейти к основному содержанию

Когда ЗСД станет еще дороже?

День Военно-морского флота сулит петербуржцам не только парад кораблей, но и возможность бесплатно проехать по Западному скоростному диаметру. Правда, не по всем участкам и только на 6 часов – чуть больше периода внеплановой разводки мостов для прохождения судов по Неве.

В соцсетях сразу появились шутки на тему мелочности, проявленной при определении бесплатного времени. Хотя оценивать щедрость городских властей или оператора трассы не вполне корректно, поскольку любой рубль, недополученный на пунктах оплаты проезда по условиям концессии, компенсируется частному партнеру, ООО «Магистраль Северной столицы», из кармана налогоплательщиков.

Петербург субсидирует им разницу между фактическим годовым доходом и гарантированной суммой 9,67 млрд рублей. В прошлом году городской бюджет раскошелился на ₽3,7 миллиардов.

По планам концессии в нынешнем году финансовая кабала должна закончиться. Предполагалось, что из-за роста трафика и проездных тарифов доход оператора превысит гарантированную городом величину. На этот случай правила предусматривают возврат в бюджет 90% от суммы превышения. Смогут ли петербуржцы отпраздновать в 2020 году окончание дорожного «оброка»?

Missing материал.

Планы выхода проекта на расчетную окупаемость никто не отменял. По крайней мере, в последнем официальном квартальном отчете Акционерного общества «Западный скоростной диаметр» (партнер проекта с государственной стороны – акционерное общество со 100% участием города) по-прежнему содержится пояснение о начале компенсации убытков за счет поступления части сборов за проезд по трассе в 2020 году.

Убытки по состоянию на 1 апреля накоплены на сумму более 10,4 миллиардов рублей, из них 610 миллионов только за первый квартал. Потери складываются в основном из амортизации принятой на баланс общества автотрассы и процентов на основной долг по облигационным займам в сумме 25 млрд рублей (основной долг), привлеченным на развитие ЗСД.

В июле 2020 года к ним прибавятся еще около 38 миллионов рублей в месяц процентов по свежему кредиту Евразийского банка развития в сумме 6 млрд рублей под 7,5% годовых на срок до 8 июля 2027 года.

Государство, как мы видим, не только компенсирует частному партнеру выпадающую выручку, но и продолжает активно привлекать средства на развитие проекта.

В эти дни (до 26 июля) администрация Петербурга должна была внести деньги в счет докапитализации собственного АО «ЗСД». Условия выпуска новых акций были уже зарегистрированы и предусматривали дополнительное размещение 1 030 381 акции. Цену размещения Совет директоров общества определил в 35 160 рублей за каждую. То есть бюджет должен был влить в проект еще ₽36,2 миллиарда.

Missing материал.

Что-то пошло не так, и 20 июля на сервере раскрытия информации Интерфакса появилось сообщение о приостановлении размещения этих акций. Смольный взял паузу. Количественные параметры выпуска ценных бумаг были отменены, а срок выкупа продлили на год.

Сейчас в кабинетах администрации, вероятно, идет пересчет финансовой модели концессии. Судя по планам развития дороги докапитализация неизбежна. Добавочный капитал, сформированный АО «ЗСД» за счет таких денежных вливаний составляет уже ₽77,8 млрд, и это не предел.

Государство добросовестно вкачивает деньги во внутригородские скоростные магистрали. А какую активность проявляет частный партнер – консорциум «Магистраль Северной столицы»?

Он повышает тарифы. Очередной скачок цен за проезд по ЗСД состоялся по окончании новогодних каникул в январе 2020 года. Владельцы транспондеров теперь платят на 16% больше. А для водителей легковых автомобилей и мотоциклов, не оснащенных ими, увеличение платы достигло 50% - со 100 до 150 рублей за один участок. Общая стоимость проезда по всем пяти зонам выросла с 500 до 750 рублей.

Missing материал.

Автомобилисты массово начали жаловаться в антимонопольную службу. В результате УФАС объявило, что займется проверкой обоснованности тарифов. Правда, предыдущий опыт показывает, что подобные расследования заканчиваются безрезультатно. Оператор всегда может найти способ подтвердить рост затрат.

В январе казалось, что повышение платы за проезд по дороге – это последний рывок к достижению расчетной окупаемости проекта и началу регулярного получения бюджетного профита.

Динамика автомобильного трафика в последние годы позволяла рассчитывать на такую смену парадигмы. В конце июля 2018 года «Магистрали Северной столицы» сообщили о выходе на рекорд – 368 тысяч автомобилей в сутки. В целом по 2019 году число транзакций по оплате проезда зафиксировано на уровне более 97 миллионов. Это значит, что в сутки автотрасса пропускает через себя 266 тысяч транспортных средств.

А еще это значит, что если средний чек на ЗСД составлял бы 100 рублей, общая сумма годовой выручки оператора превысила бы гарантированную городом сумму 9,67 миллиардов. Концессионное соглашение без преувеличения можно назвать государственным секретом городской администрации. В СМИ неоднократно проходили сообщения, что даже депутатов Законодательного собрания не допускают к его тексту. Поэтому выводы по финансовым условиям сделать сложно – возможно под гарантированным доходом оператора понимается его прибыль. То есть сборы за проезд за вычетом эксплуатационных расходов по содержанию трассы.

Missing материал.

В любом случае автомобильный трафик на ЗСД приближается к расчетному уровню. По крайней мере, так было до введения коронавирусных ограничений. Плановая интенсивность движения по ЗСД к 2025 году должны была составить 129-144 тыс. автомобилей в сутки на южном участке, 109-131 на центральном, 60-80 на севере до КАД и 30-40 тысяч – от кольцевой дороги до трассы «Скандинавия».

Надежды на дальнейший рост трафика сейчас связываются со строительством нового съезда на Шуваловский проспект. Этот этап развития дороги должен принести дополнительные 33 тысячи ежедневных поездок. Кроме того, новый выход с трассы к городской уличной сети на севере разгрузил бы существующий съезд на Богатырский проспект, где в часы пик образуются значительные заторы.

В перспективе у города новая грандиозная стройка – Широтная магистраль. Уже заключены договоры на проектирование более 16 километров будущей трассы, от точки ее примыкания к Западному скоростному диаметру до Кольцевой автодороги, пересекая Витебский и Союзный проспекты. На проект отводится 7 лет, затраты на строительство предварительно оцениваются в 160 млрд рублей.

Судя по всему, реализация магистрали снова пойдет в рамках механизма ГЧП. Госпартнером будет всё тот же АО «Западный скоростной диаметр». И проблемы будут те же – рост цены проезда и бесконечные вливания бюджетных денег.