Перейти к основному содержанию

Владимир Литвиненко: Потребность в квалифицированных инженерах будет расти

Владимир Литвиненко
© Форпост Северо-Запад / Андрей Кучеренко

В Санкт-Петербурге состоялся II Международный совет ректоров университетов горно-технического профиля. На повестке дня стоял вопрос создания Международного центра компетенций в горно-техническом образовании под эгидой ЮНЕСКО. О целях и задачах, стоящих перед этой структурой рассказывает председатель оргкомитета Центра, ректор Горного университета Владимир Литвиненко.

Владимир Стефанович, насколько актуально создание Международного центра компетенций в горно-техническом образовании? С какой целью он создаётся?

Появление Международного центра компетенций актуально и своевременно. Цифровые технологии стремительно меняют наш мир, в этом нет сомнений. Скорость внедрения инноваций в минерально-сырьевой отрасли постоянно возрастает. А проекты, ещё недавно казавшиеся фантастическими, сегодня успешно реализуются. Более того, многие технологии, которые уже существуют, ещё не пришли в минерально-сырьевой комплекс, но могут повысить его эффективность, сделать добычу и переработку сырья более рентабельной. Уже созданы условия для вывода людей из-под земли за счёт роботизации добычи полезных ископаемых. Появляются так называемые «зелёные» шахты, где в задачу человека входит лишь управление техникой с помощью компьютера.

Снижается потребность в неквалифицированной рабочей силе и одновременно растёт спрос на профессионалов. Горняки, металлурги превращаются в операторов, которые сидят в чистом офисе, носят костюм и галстук. Эта тенденция очевидна и с каждым годом она будет всё более ощутима. Если взять геологию, то песни под гитару у костра в тайге навсегда ушли в прошлое. Авиационные, космические средства дистанционного зондирования Земли, появление компактного высокоточного оборудования, улавливающего электромагнитное поле, позволяют получать информацию о месторождениях либо вовсе без участия человека, либо с его минимальным участием.

Но каким бы чудесным не было современное оборудование, интерпретация данных, то есть расшифровка значений, полученных приборами, ещё многие десятилетия останется сферой деятельности человека. Это говорит о том, что потребность в квалифицированных инженерах, значимость качественного образования, будет возрастать. Причём, не только того образования, которое студенты получают в вузе, но и профессионального роста на протяжении всей жизни.

Для того, чтобы соответствовать вызовам времени, мы создали оргкомитет, объединяющий ведущие мировые университеты горно-технического профиля (в мире сейчас около 800 таких вузов). В его задачу входит формирование Международного центра компетенций в горно-техническом образовании под эгидой ЮНЕСКО. Эта структура должна стать эффективным инструментом, способствующим повышению качества подготовки кадров и постоянному росту их квалификации за счёт внедрения системы непрерывного образования.

В основу работы будут положены принципы унификации образовательных стандартов и «пороговых требований» для профильных высших учебных заведений различных стран мира; внедрения профессиональной аттестации специалистов, работающих в сфере добычи и переработки полезных ископаемых. Кроме того, за счёт совместной работы мы планируем повысить эффективность системы научных исследований, востребованных компаниями минерально-сырьевого комплекса.

Если говорить о профессиональной аттестации инженеров, как это будет работать на практике?

Создание единой системы международной профессиональной аттестации инженерных кадров компаний минерально-сырьевого комплекса – одна из важнейших задач, стоящих перед Центром компетенций. На практике это выглядит следующим образом. Для того, чтобы получить звание «Профессиональный горный инженер» выпускник горнотехнического профиля должен отработать на производстве как стажер-специалист 2 или 3 года. Затем, после прохождения курсов по программам профессиональных стандартов на базе Центра, сдать экзамен аттестационной комиссии при профессиональном сообществе. Подчеркну — экзамен сдаётся не вузу, не ректору, не министерству, а именно экспертам, имеющим признание международного профессионального сообщества. В случае успеха имя претендента вносится в единый международный реестр специалистов и руководителей компаний минерально-сырьевого сектора по уровням профессиональных квалификаций.

Аналогичным образом будут аттестовываться действующие специалисты и руководители компаний МСК. Для того, чтобы получить статус «Привилегированный горный инженер», способствующий развитию карьеры, им необходимо будет доказать аккредитованным экспертам, профессиональному сообществу, что их уровень компетенций соответствует тем производственным задачам, которые им предстоит решать. Претендовать на этот статус смогут ведущие специалисты, учёные, руководители предприятий в том случае, если они имеют стаж работы в должности не менее 3 лет, участвовали в реализации значимых проектов, имеют заслуги в освоении передовых технологий или организации производств.

Хочу подчеркнуть, что это не наша прихоть, это необходимость, которая продиктована жизнью. Процесс добычи природных ресурсов усложняется, сырьё становится труднодоступным. В ближайшем будущем его придётся добывать на больших глубинах, в Арктике. Технологии будут становиться всё более сложными. При этом следует понимать, что мы не можем прекратить добычу и переработку полезных ископаемых, ведь в этом случае человечество вернётся в каменный век. У нас не будет ни света, ни тепла, ни телевидения, ни интернета. Ещё как минимум полвека наше устойчивое развитие будет связано с добычей традиционных сырьевых ресурсов.

Это значит, что уровень компетенций тех, кто сегодня пришёл учиться на первый курс, и через 15 или 20 лет будут руководить работой скважины, шахты, горной выработки должен быть на порядок выше, чем у нынешних специалистов. Поэтому создание Международного Центра компетенций, одной из задач которого станет аттестация на звание инженера, весьма своевременно и актуально. Так, например, происходит у пилотов. Садясь в самолёт, мы понимаем, что им управляет не просто хороший выпускник, а лётчик, квалификация которого подтверждена профессиональным сообществом.

Одной из задач Центра компетенций станет минимизация экологического ущерба, который наносят добывающие и перерабатывающие предприятия природе. Насколько реально сделать их экологически чистыми?

Любая технология, которая используется при работе с недрами, - это воздействие на биосферу. Но, как я уже сказал, мы не можем прекратить добычу и переработку полезных ископаемых. Поэтому вопрос заключается не в том, добывать или не добывать, а в том, чтобы причинить как можно меньший урон окружающей среде, минимизировать экологические риски, привлекая лучшее оборудование, лучшие технологии. Это одна из важнейших задач, стоящих сегодня перед российским минерально-сырьевым комплексом в целом и Международным центром компетенций в горно-техническом образовании, в частности.

Наша цель - сделать добычу природных ресурсов более безопасной за счёт внедрения ресурсосберегающих, энергоэффективных и экологически чистых технологий. Сотрудничество на базе Центра ведущих учёных, интеграция систем образования разных стран мира и специалистов, работающих в компаниях минерально-сырьевого сектора, позволит, в том числе, более оперативно внедрять в производство инновации, минимизирующие воздействие на экологию при добыче и переработке природных ресурсов.

Наш Центр создаётся под эгидой ЮНЕСКО. И это не случайно. Мы полностью поддерживаем 17 целей устойчивого развития, которые были приняты на 70 Ассамблее ООН, и готовы работать над их претворением в жизнь. Среди них - обеспечение рациональных моделей потребления и производства, всеохватное и справедливое качественное образование и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех, принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями, защита и восстановление экосистем.

Подписание, Бокова и Литвиненко
© Форпост Северо-Запад / Андрей Кучеренко

Вас поддержали ректоры большинства ведущих мировых университетов горно-технического профиля. За создание Центра компетенций высказались руководители вузов из стран СНГ, БРИКС, Австралии, Австрии, ФРГ и многих других стран. А руководители компаний минерально-сырьевого сектора поддерживают вашу инициативу?

Нас поддержали все инстанции ЮНЕСКО, представители федеральных органов власти. Но самое главное, конечно, что в создании Международного центра компетенций в горно-техническом образовании заинтересованы горнопромышленники, добывающие и перерабатывающие компании. Они требуют возвращения специалитета – системы пятилетней подготовки студентов, а также создания органа, который после выпуска из вуза присваивал бы статус профессионального инженера, признанный на международном уровне, обеспечивал непрерывное образование инженеров на протяжении всей жизни. Кстати, создание такой структуры повысит капитализацию компаний МСК, в том числе, за счет снижения страховых выплат, если более половины сотрудников будут иметь звание профессиональных горных инженеров.

Сейчас представители профильной промышленности спрашивают: а кто такой бакалавр, который приходит к нам на производство? Фактически, это стажёр, которому необходимо получить практику и затем сдать экзамен профессиональному сообществу. Следует признать, что вуз, особенно при наличии двухуровневой системы подготовки кадров, внедрённой после присоединения России к Болонскому процессу, не имеет возможности в полной мере дать студенту все необходимые профессиональные знания и производственный опыт. Получается, что бакалавр – это ещё не инженер, а магистр – уже не инженер.

Мы сохранили в Горном университете специалитет – классическую пятилетнюю систему подготовки кадров, существовавшую в СССР. И наши партнёры, которые создают свой кадровый резерв, приглашая на производственную практику студентов Горного университета, а затем принимая на работу наших выпускников, говорят о том, что специалитет в технические вузы надо срочно возвращать.

Двухуровневая система (бакалавриат и магистратура) ориентирована на экономику тех стран, которые были инициаторами её появления, на гуманизацию общества, решение социальных задач. Однако перед государствами, в которых ведётся активная добыча сырья, природных ресурсов, стоит иная задача – подготовить специалиста, который будет успешно работать на экономику страны.

Именно эту задачу и предстоит решать нашему Центру компетенций, который будет создан в Санкт-Петербурге.