Перейти к основному содержанию

Предвыборные технологии, или сколько стоят выборы в Петербурге

митингующий
© Форпост Северо-Запад

Если бы PR-отдел одной известной платёжной системы попросили заняться раскруткой петербургских выборов, то, скорее всего, они подошли к этому заданию с лозунгом — «Заработать любовь петербуржцев — бесценно, для всего остального есть MasterCard». И отчасти оказались бы правы.

На предвыборную гонку любых масштабов традиционно уходит не только много нервных клеток, оригинальных и не очень мыслей, но и миллионы рублей. И последнее понятно, ведь все мы ещё в школе выучили, что народ требует хлеба и зрелищ, а на это нужны средства, и притом немалые.

К середине июля на предвыборных счетах 28 человек, желающих стать губернатором Петербурга, оказалось 57,7 миллиона рублей. Израсходовать они успели 14,8 из этого «общего» бюджета. Большинство претендентов «раскошелились» на сбор подписей (из 28 заявленных участников гонки деньги выделили 13 человек). После этого прошедшие муниципальный фильтр счастливчики начали тратиться и на агитацию.

бортко
© Форпост Северо-Запад

По официальным данным Горизбиркома, самую большую сумму для ведения предвыборной кампании из всех кандидатов смог собрать врио губернатора Александр Беглов — 42,7 миллиона рублей. На втором месте расположился Владимир Бортко и его 8,1 миллиона. С совсем скромными суммами выигрывать собрались Надежда Тихонова (2,4 миллиона) и Михаил Амосов (1,5 миллиона).

По закону денежный фонд для ведения кампании обязаны иметь все участники гонки. Он формируется из личных средств кандидата, денег, которые ему выделила партия, от которой он пошёл на выборы (хотя это не обязательно), пожертвований избирателей и юридических лиц. Полученную сумму можно тратить только на ведение кампании и агитации. Привлекать какие-то дополнительные средства кроме тех, что лежат на счету, кандидатам запрещено.

В отчётах Горизбиркома можно найти информацию и о том, кто пожертвовал кандидатам средства. Тут начинается интересное. Судя по документу, Тихонова получила от четырёх своих сторонников 1,6 миллиона рублей (указываются только суммы, превышающие 25 тысяч) и ничего — от юрлиц, Владимир Бортко ни копейки не собрал ни от тех, ни от других, судя по всему, он обходится средствами своей партии. Амосов смог добиться 250 тысяч от двух своих единомышленников и миллиона от фармацевтической компании. Лучше всех дела пошли у Беглова: 42 неизвестных горожанина обеспечили ему 18,2 миллиона рублей, а 30 представителей бизнеса — ещё 23,4 миллиона. Среди последних оказались известные Петербургу — холдинг «Ленполиграфмарш» (миллион рублей) и «Герофарм» (500 тысяч рублей). С этими компаниями и с остальными из списка Смольный сотрудничает многие годы.

Распоряжаться предвыборными ресурсами кандидаты уже начали. На агитацию к середине июля, по официальным данным, Беглов потратил 3,6 миллиона, Бортко — 2,9,Тихонова — 1,1, Амосов — около 10 тысяч рублей.

Агитационных действий команды Михаила Амосова, пока что, действительно, заметно не было. Но вот Надежда Тихонова, которая выделила на агитматериалы одну из самых скромных сумм, не скроем, нас удивила. Её агитация развешена в нескольких районах города, плакаты в поддержку кандидата уже второй месяц можно найти на билбордах и световых экранах на севере и на юге Петербурга.

плакат
© Форпост Северо-Запад

Судя по расценкам с сайта крупнейшего оператора наружной рекламы Russ Outdoor, размещение 20 щитов 3х6 метра сроком на один месяц в среднем будет стоить 700 тысяч рублей. То есть два месяца не могут обойтись менее чем в 1,4 миллиона рублей.

На выбор формы агитации Надежды Тихоновой внимание обратили не только мы. Злые языки Telegram-каналов уже успели напомнить, что наружная реклама в Петербурге - вотчина вице-губернатора Любови Совершаевой, а значит, и лишние подсчёты тут вести не стоит. Утверждать не берёмся.

Отметим, что кандидатам есть для чего экономить. По закону агитировать в СМИ они смогут только за 28 дней до начала выборов. Всем им уже выделили бесплатные полосы в газетах и минуты для телевизионных роликов. Для тех же, кто захочет дополнительно прорекламировать себя, на сайтах некоторых городских медиа вывесили расценки. Одно из ведущих СМИ опубликовало прайс-лист, согласно которому в интересах обратившихся к ним политиков журналисты сделают новость за 138 тысяч рублей, выпустят статью за 345 тысяч или даже подготовят лонгрид за 444 тысячи рублей. Временное размещение баннера на том же ресурсе обойдётся претендентам на главный городской пост не менее чем в 100 тысяч рублей. Продвижение в СМИ, как мы видим, потребует серьёзных бюджетов.

Впрочем «негласная» агитация уже давно началась. Большинство петербургских редакций сотрудничает с агрегатором «Яндекс. Новости», в эту систему отправляются публикации, которые в основном и читают горожане. Судя по открытым данным, с 1 июня по 26 июля Михаил Амосов упоминался в сюжетах городских медиа 932 раза, Надежда Тихонова — 1095, Владимир Бортко — 1164, а Александр Беглов — 13662 раза.

Missing материал.

За этот срок Михаил Амосов успел дать несколько пресс-конференций, Надежда Тихонова и Владимир Бортко выступали на митингах. Эта оппозиционная троица активно комментировала беспредел на муниципальных выборах, а Александр Беглов… Александр Беглов работал. Он проводил объезды районов, встречался с министрами, выступал на форумах — всё это в рамках служебных полномочий. Никакой явной агитации не было. Да и нужна ли она, когда можно не говорить, как будет, а показывать?

Возможно, депутаты бы тоже могли воспользоваться информационными привилегиями своего служебного положения и сделать яркие заявление с трибуны ЗакСа или Госдумы, но законодательная власть ушла на каникулы, оставив коллег у «выключенных микрофонов».

Амосов
© Форпост Северо-Запад / Полина Антонова

Интересно и то, что по городскому закону о выборах губернатора госслужащим необходимо оставлять свои посты на время избирательной кампании. Но тонкость ситуации в том, что и врио губернатора, и депутаты не относятся к данной категории. В петербургском Горизбиркоме «Форпосту» уточнили, что все они «лица замещающие государственные должности». Так что данный пункт к ним отношения не имеет. Хотя пользоваться своим служебным положением он им всё-таки запрещает.

Никто из кандидатов не отчитывается о закупке ботов для позитивных комментариев или о создании фейковых групп в соцсетях. В Facebook уже несколько недель распространяют непопулярные заявления якобы от имени Надежды Тихоновой и Владимира Бортко. Политики возмущаются, но сделать пока ничего не могут. Кто бы ни руководил чёрной кампанией в соцсетях, он платит за неё точно меньше, чем оппозиционные кандидаты за свои билборды на городских улицах.

Доктор политических наук, заведующая кафедрой социальных технологий СЗИУ РАНХиГС Инна Ветренко в разговоре с «Форпостом» напомнила, что у любой избирательной кампании есть два бюджета — официальный и теневой, и для того чтобы понять, сколько реально средств тратит кандидат, можно спокойно удвоить числа из документов Горизбиркома.

В целом, по мнению эксперта, назвать агитационную кампанию в Петербурге яркой невозможно. Ветренко заявила и то, что фактически ход данного этапа предвыборной гонки говорит о серьёзности намерений кандидатов:

«Агитация очень заурядная. С технологических позиций она низкопробная. И это во многом зависит от того, какие кандидаты участвуют в выборах. Здесь нужно сразу отделять двух технических кандидатов, у которых и цели-то нет работать на избирателя и на явку. Они выполняют миссию спойлеров, поэтому агитация у них очень скромная, аскетичная, их в агитационном поле почти и не видно».

Что до фаворитов гонки, коими политолог предложила называть Владимира Бортко и Александра Беглова, то они, на взгляд специалиста, действуют предсказуемо. Врио губернатора, как мы и писали выше, активно пользуется своим административным ресурсом, а вот коммунист и режиссёр хорошо использует своё творческое имя.

бортко
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

«Беглову проводить пиар-акции, рекламные кампании нет никакого смысла, потому что целая пропагандистская машина, основанная на админресурсе, работает на него. Что касается Бортко, ему нужно отдать должное, что у него более активная кампания. Во-первых, он ведёт её в социальных сетях. У него много живых открытых мероприятий. И у него выгодная позиция — он человек публичный и режиссёр. Публика его воспринимает в первую очередь как автора культовых фильмов, а потом уже вспоминает, что он кандидат в губернаторы от КПРФ. Поэтому его медийная культурно-художественная известность работает очень хорошо на явку избирателей на встречи с ним», — поделилась Инна Ветренко.

Наиболее активная фаза предвыборной кампании ждёт Петербург в августе. В это время кандидаты начнут принимать участие в дебатах. Лично присутствовать на них обещали все. И, возможно, именно там нас ждёт самое интересное.