Перейти к основному содержанию

Российский рынок краудфандинга рухнул почти наполовину

Отечественные системы коллективного сотрудничества стали привлекать меньше сторонников, сообщил РБК.

В понедельник, 18 ноября, стало известно, что в 2019 году в России рынок краудфандинга сократился почти наполовину.

С января по сентябрь общий объём заключённых сделок по всем сегментам составил 5,2 миллиарда рублей, что на 42% меньше, чем за аналогичный период 2018 года. Тогда он показал быстрый рост до 8,9 миллиарда рублей.

На данный момент Центробанк учитывает данные только тех участников рынка, которые предоставляют их на добровольной основе. Однако с начала 2020 года в силу вступит закон, который позволит ЦБ вести специальный реестр, чтобы иметь возможность регулировать деятельность направления.

Сильнее всего показатель упал в b2b-кредитовании (business-to-business). Показатель стал ниже на 80,5% и составил 860 миллионов рублей.

Кроме того, объём рынка p2p-кредитования (person-to-person) сократился на 70%, до 80,6 миллионов рублей.

Самый крупный сегмент краудфандинга — p2b-кредитование (person-to-business) — в отличие от других направлений, незначительно вырос: с четырёх миллиардов рублей до 4,1 миллиардов.

По словам экспертов, главной причиной падения показателей стала большая конкуренция со стороны банков.

«В этом году банки начали активно кредитовать малый и средний бизнес, снижая требования в скоринге и сокращая время обработки заявки и выдачи. Возможно, из-за общеэкономической ситуации и падения доходов большинство инвесторов “cидят” в традиционных инвестиционных инструментах», — рассказал замглавы p2b-платформы Penenza.ru Иван Васильев.

«Сокращение не продолжится, так как на рынок выходят новые игроки, есть тренд к снижению ключевой ставки и краудфандинг становится более привлекательным для инвесторов предложением», — считает руководитель проекта SimplyFi Дмитрий Шепелев.

Прогнозируется, что в ближайшее время на рынок краудфандинга могут выйти около десятка новых компаний.

Одним из новых подобных проектов станет p2b-платформа «СберКредо» от Сбербанка. Когда кредитная организация запустит систему, пока неизвестно.

Напомним, в июле Петербург и Ленобласть заявили о планах разработать инвестиционную политику привлечения денег на территорию обоих субъектов.