Перейти к основному содержанию

Как от фальшивых диссертаций перейти к серьезной вузовской науке

аспиранты
© Форпост Северо-Запад

Воодушевившись примерами таких проектов как «РосПил» и «РосЯма», оценив интерес читателей к всевозможным разоблачениям, сетевое сообщество «Диссернет» ищет изъяны в отечественной науке и образовании. Под прицелом оказались качество диссертаций и присуждение ученых степеней известным политикам, руководителям престижных вузов и научных организаций. Например, последние скандалы, к которым привели обличения в академической недобросовестности – отказ ректору СПбГУП Александру Запесоцкому в статусе академика РАН и смерть начальника Научно-организационного управления РАН Николая Михайлова, по слухам, не перенесшего обвинений в плагиате. Какие действия предпринимают вузы и НИИ, чтобы российские ученые степени не вызывали вопросов, а научные исследования внедрялись в производство и становились эффективными рабочими инструментами?

«Мы постоянно слышим о том, что основная задача университетов – это повышать количество ученых, сделать их конкурентоспособными на мировой арене, как это было в советское время. В то же время с 2012 по 2018 год в 2 раза сократилось количество докторских защит, и в 3 раза – кандидатских», - отметила эксперт рабочей группы Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям Екатерина Заугольникова.

Заугольникова
© Форпост Северо-Запад

Почему это происходит? Не секрет, что в системе подготовки и аттестации кадров высшей квалификации есть ряд очевидных проблем: низкая финансовая мотивация выпускников вузов идти в аспирантуру, тотальное отсутствие производственного опыта у кандидатов и докторов наук, «оторванность» их исследований от реальной экономики и предприятий.

Один из таких вопросов – потенциал научных руководителей, которые курируют работу аспирантов и занимают одно из первостепенных мест в становлении молодых исследователей. В высокорейтинговых мировых университетах «выращивание» ученых – задача номер один, которую держит на пульсе непосредственно сам ректор или проректор. У нас же нередко статус научного руководителя означает лишь галочку в графе «дополнительная нагрузка» и соответствующая надбавка к премии. Только сегодня в вузах приходят к пониманию того, что эта должность требует обязательной предварительной аттестации преподавателя, наличия у него цитируемых публикаций, актуального производственного опыта и достаточного авторитета в научном сообществе. Можно сразу убрать серьезный пласт сегодняшних «научруков», которые не соответствуют предъявляемым требованиям.

профессор
© pixabay.com

Комиссия по борьбе с лженаукой РАН, чьи выводы во многом опираются на информацию все того же «Диссернета», обвинила 60 кандидатов в члены академии в фальсификации работ – плагиате и некорректных научных статьях. Конечно, заимствование из сети чужих текстов, их компиляция в рамках своей диссертации и другие примеры нарушения норм академической этики инкриминируют не только известным личностям. Среди рядовых кандидатов и докторов наук подобные случае также встречаются с высокой регулярностью. Но кто должен оценивать «новизну и чистоту научной мысли»? Какова достоверность проводимых экспертиз, осуществляющихся с использованием компьютерных программ, «машинного анализа», порой распознающего в качестве плагиата даже самоцитирование?

Missing материал.

В 2017 году 4 научным организациям и 19 университетам разрешили самостоятельно присуждать научные степени, создавать диссертационные советы и устанавливать их полномочия. Право получили научные и образовательные организации, которые официально были признаны «ведущими». Среди них – Объединенный институт ядерных исследований, МГУ и СПбГУ, МГИМО, Санкт-Петербургский горный университет, МИСиС, ВШЭ, Сеченовский университет. Их выбрали по принципу наличия потенциала и опыта, позволяющего им своими силами организовать весь процедурный цикл: от подготовки до выпуска «готового продукта» в виде ученого.

Это стало долгожданным решением. По словам Екатерины Заугольниковой, количество научных площадок аттестаций постепенно сокращается, и над этой проблемой необходимо работать в срочном порядке. Профессора стареют, многие из них уже не соответствуют требованиям по публикационной активности – в итоге во многих регионах диссоветы ВАК стали закрываться. Расшатанной системе, дающей регулярные сбои, необходима была новая форма.

Не случайно лидеры вузов и НИИ встретились обсудить особенности новой модели нормативно-правового регулирования научной аттестации в Санкт-Петербургском горном университете. Его ректор Владимир Литвиненко выдвинул предложение по оценке диссертаций профессиональным сообществом, когда в качестве экспертов приглашаются исключительно профессионалы по теме конкретной диссертации.

горный университет
© Форпост Северо-Запад

«На сегодняшний день во всем развитом мире вузы объединяются в профессиональные сообщества. Медицинские, экономические, педагогические и другие. В России наберется порядка 20-25 таких объединений в системе высшего образования. Так, в минерально-сырьевом секторе занимаются подготовкой кадров 18-20 вузов. В общей сложности в них работают порядка 15 докторов наук, специализирующихся на бурении скважин, 20 – на разработке и эксплуатации нефтяных месторождений и так далее. Аттестовав и квалифицировав их на как «общеинститутских экспертов» мы получим пул узкопрофильных специалистов, отвечающим высоким профессиональным требованиям. Это потенциальные члены диссоветов. Очевидно, что необходимо переходить на систему, которая существует на Западе, когда под каждую защиту собирается конкретный временный совет. Вовсе не обязательно комплектовать советы по узким темам в каждом университете. В рамках одного вуза можно ограничиться двумя-тремя направлениями, но они будут представлены действительно сильными учеными, обладающими актуальными данными по своей рабочей теме. Это позволит справиться с наполняемостью диссертационных советов и обеспечит их качественный состав», - резюмировал Владимир Литвиненко.

Когда контроль над присуждением ученых степеней будет за профессиональным сообществом, это не только поднимет уровень диссертационных работ, но и увеличит доверие к самой системе. Среди вузов, специализирующихся подготовкой кадров для минерально-сырьевого сектора, аттестация экспертов для советов может происходить на базе Международного центра компетенций в горнотехническом образовании под эгидой ЮНЕСКО. К его задачам относятся создание новой системы подготовки кадров, обеспечивающей постоянный рост квалификации инженеров, и унификация учебных программ технических вузов разных стран мира.

аспиранты
© Форпост Северо-Запад

К слову, именно Горный университет стал первым среди высших учебных заведений, претворившим в жизнь идею Президента страны об изменении миссии аспирантуры и формировании эффективной системы мотивации молодых ученых, направленной на их подготовку и удержание в стенах вуза.

К примеру, на сегодняшний день зарплата аспиранта может достигать 55-60 тысяч рублей, а специалистов, которые успешно защитят кандидатскую и останутся работать в Горном университете ждут подъёмные в размере 500 000 рублей. В процессе обучения начинающие исследователи проходят обязательные международные стажировки, позволяющие им познакомиться с европейской системой образования и научными школами. Но самое главное – это возможность сотрудничать в рамках хоздоговоров с крупнейшими компаниями отрасли. В рамках своих диссертаций аспиранты решают не устаревшие или несуществующие проблемы, а конкретные производственные задачи для таких компаний как, например, «Северсталь», «Апатит», «Метрострой», «Русская медная компания».