Санкт-ПетербургСолнечно+9°C
$ЦБ:76,98ЦБ:92,23OPEC:64,48

Уфимские учёные дали старт гибридной авиации

электрогенератор угату
© ugatu.su

Созданный в Уфимском авиационном техническом университете инновационный турбогенератор представят на МАКС-2021

В среду, 24 марта, стало известно о решении оргкомитета XV Международного авиационно-космического салона МАКС-2021 включить в программу форума демонстрационный полёт самолёта с первой в истории авиации гибридной силовой установкой. Её основой является турбовальный газотурбинный двигатель с электрическим генератором мощностью 400 кВт, созданный учёными Уфимского государственного авиационного технического университета (УГАТУ) совместно с Центральным институтом авиационного моторостроения имени П. И. Баранова. Инновационный агрегат установят вместо одного из трёх серийных двигателей в хвостовой части самолёта Як-40, сообщает пресс-служба вуза.

В носовой части самолёта поставят электродвигатель, работающий на принципах высокотемпературной сверхпроводимости. Он разработан компанией «СуперОкс» по заказу Фонда перспективных исследований.

Основная функция турбогенератора, спроектированного специалистами кафедры электромеханики УГАТУ, состоит в обеспечении питания электродвигателя. Турбовальный газотурбинный двигатель раскручивает генератор, который в свою очередь подаёт ток на электродвигатель.

Стендовые испытания турбогенератора прошли в октябре 2020 года. Лётные тесты состоялись в Новосибирске в феврале текущего года. Успех проекта создаёт хорошие перспективы для массового распространения гибридных силовых установок в авиации. Такие двигатели позволят существенно экономить топливо и являются значительно более экологичными.

В 2019 году о планах создания гибридного пассажирского самолёта заявлял глава концерна Airbus Гийом Фори. По его словам первые полёты разрабатываемого самолёта состоятся к 2035 году.

Напомним, что исследователи Новосибирского государственного технического университета НЭТИ создали макетный образец стартер-генератора для пассажирских самолётов. Он объединяет в себе два устройства, которые сегодня используются отдельно – стартера для запуска двигателя и электрогенератора для питания бортового оборудования во время полёта.