Перейти к основному содержанию

Из Петербурга — к заброшенным и действующим маякам

В какой-то степени атавизм, но всё ещё дублирующая современную навигацию маячная служба продолжает привлекать всё больше туристов и несмотря на свою неприступность многие ищут возможность подойти к ним ближе. О тех, кто в шаговой доступности, — в радиусе 150 км от города — маяках соседнего региона расскажем в нашем маршруте.

Маяк Вуохенсало

Missing материал.

Путеводная звезда всех моряков находится в гавани Моторная, которая раньше носила название Вуохенсало. Маяк с волнорезом обустроили к началу советско-финской войны по просьбе местных рыбаков. Мощный мол из тёсаных валунов и становится той самой тропой в 150 метров, которая позволяет посмотреть на ныне заброшенное сооружение и даже прикоснуться к нему. Если переводить дословно, то «Вуохенсало» означает «козья глушь». Высота огня маяка от уровня моря 16 метров. Дальность видимости огня маяка, в морских милях - 8.

Missing материал.

В эту самую глушь до сих пор стекаются рыбаки, поскольку в бухте часть Ладоги даже в зимний период не замерзает. Маяк расположен на территории турбазы и это один из немногочисленных доступных знаков морской навигации. Все остальные — действующие или нет — до сих пор находятся под охраной или являются собственностью Минобороны. У этого маяка есть старший брат, которого можно найти в бухте Далекая. Там каменная гряда намного протяженней и шире, ее длина составляет 500 метров, а на краю волнореза разместился белый деревянный знак, на который самые смелые могут забраться.

Музей маячной службы на форте Константин

Missing материал.

Русское маячное дело фактически зародилось на территории нынешней Ленинградской области. И даже старейший в нашей стране маяк находится в 47-м регионе. Именно о самых ключевых и живописных рассказывают в музее, расположенном в отреставрированных казармах в форта Константин. Экспозицию открыли в 2017 году. И сегодня это единственный в России музей, посвящённый маячной службе. Экспонаты собирали энтузиасты, и за короткий срок коллекция пополнилась раритетами. Посетителей знакомят с историй маячной службы, а представленные предметы наглядно демонстрируют как менялись маяки внешне.

На самом деле, что такое маяк? Маяк – это средство навигационного обеспечения, это путеводный огонь для мореплавателя, который светит на дальность более 10 морских миль. Этот список можно было бы и расширить, потому что некоторые навигационные знаки, которые везде обозначены и числятся, как навигационные знаки, по своим световым характеристикам могут называться маяками. В музее вам расскажут и о том, как раньше моряки ориентировались в открытом море, какой российский маяк был первым и как со временем менялись технологии подачи света.

Ценители романтики смогу узнать и о работе смотрителя маяка. Вам расскажут о семейной паре, которая живет на острове Большой Тютерс, ведет свое хозяйство, варит сыр. А также про пару Юлии и Дмитрия, которые до зимы этого года работали смотрели на маяке Толбухин. А еще услышите историю почти всех ключевых маяков Ленобласти и Петербурга: Родшер, Нижний Николаевский, Толбухин, Большой Тютерс, Гогландский Южный, Задний Створный маяк Санкт-Петербургского морского канала, Передний Кронштадтский (Николаевский) створный маяк, Стирсудден, Гогландский Северный и другие.

Уникальный экспонат встречает вас уже у входа в музей - газоразрядная лампа. Всего таких ламп было выпущено две — на Черноморский флот и Балтийский. За счёт вспышки, а не линзы, которые стали использовать позже, свет было видно на предельно максимальном расстоянии — 50 километров. Правда, серийное производство оказалось дорогим. Порядковый номер лампы музея — один. И на сегодня это единственный сохранившийся экземпляр.

Стороженский маяк

Missing материал.

Это четвёртый маяк, который был построен по типу Осиновецкого маяка у Дороги жизни. Стороженский - действующий знак морской навигации и находится в деревне Сторожно Волховского района Ленобласти. Он появился в 1911 году и разделяет Свирскую губу от Волховской. Представляет собою каменную башню высотой в 71 метр, на самый верх которой — в смотровую рубку — ведёт винтовая лестница в 399 ступеней. По такому же проекту, но с незначительными отличиями, были построены Осиновецкий, Табановасский и Бугровский. Но этот маяк является седьмым по высоте специальным маячным сооружением в мире и вторым по высоте маяком в России.

Осиновецкий маяк

Missing материал.

Один из самых известных в России, он уже больше ста лет помогает судам на Ладожском озере. Его строили с 1905 года пять лет. В годы Второй мировой войны маяк выполнял важнейшую функцию: освещал Дорогу жизни и стал символом подвига ленинградцев. Его длина составляет 70 метров, а это примерно 20-ти этажное здание.

Missing материал.

Маяк расположился в посёлке Ладожское Озеро Всеволожского района Ленинградской области, на юго-западном берегу Ладожского озера. К слову, навигационный знак на Ладоге занимает девятую строчку в списке самых высоких традиционных маяков мира, и чтобы подняться на самый верх, надо преодолеть 366 ступеней. Свет маяка даёт вспышки белого, красного и зелёного цветов с интервалом в четыре секунды. Они видны на расстоянии более 40 километров. До 2010 года на нём работал маячник, отдавший службе почти всю жизнь — Сергей Шулятьев. Сегодня это туристическое пространство с удобным пляжем, благоустроенными тропинками и отличным видом к Ладоге.

Шепелевский маяк

Missing материал.

Маяк находится на мысе небольшого полуострова Каравалдай. Линза для него была изготовлена во Франции в 1910 году, а высота самого маяка - 38 метров. В 1968 году на маяке установили новую звукосигнальную установку – наутофон, усовершенствовали светооптическую аппаратуру, смонтировали дизель-электростанцию. В феврале 1998 года на нем была установлена корректирующая станция новейшей системы навигации, позволяющая в радиусе 350 километров с точностью до 10 метров определять местонахождения судов. Он до сих пор действующий, даёт две долгие вспышки через каждые 16 секунд, а рядом с сооружение установлена радиобашня, которая по своим размерам намного превышает знак навигации. Последние несколько лет маяк стал туристическим местом, поэтому здесь оборудовали парковку, разместили информационный стенд для гостей и сделали выход к бухте, где стоит маяк.

О природе этого региона с придыханием говорят даже бывалые путешественники. Край опутан сетью рек и усеян россыпью озер, но одна из самых уникальных природных красот - равнинные водопады.