Антарктида. Они были первыми

антарктида
© Из альбома М.Е. Виноградова/ Первая советская антарктическая экспедиция АН СССР 1955–1956 годов

Двадцать восьмого января 1820 года русская экспедиция под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева открыла Антарктиду, однако ее исследование началось лишь 70 лет назад. Если имена первооткрывателей известны каждому школьнику, то назвать ученых, которые приступили к фактическому изучению нового материка, могут далеко не все.

В 1955 году участники Первой антарктической экспедиции (КАЭ) только мечтали о современных дизель-генераторах, оборудованных научных станциях и зимовочных комплексах. Их целью было строительство первоначальных служебно-жилых помещений на материке. Основными же научными задачами являлись изучение атмосферных процессов и их участие в общей циркуляции воздушных масс, выявление закономерностей в перемещениях антарктических вод и физико-географическое описание региона. Тогда успели произвести лишь общие геологические и гляциологические обследования.

Полноценно развернуть исследовательские работы планировалось в ходе Второй экспедиции, в связи с чем значительно расширили состав специалистов. Так, численность геофизического отряда выросла почти в два раза - с 11 до 19 человек. Особенно среди ученых, которые начали изучать геологию Антарктиды, выделилась четверка лидеров – Павел Воронов, Михаил Равич, Лев Климов и Дмитрий Соловьев. Помимо страстного увлечения Белым континентом, всех их связывала альма-матер - Ленинградский горный институт, который стал настоящей «кузницей кадров» для полярных экспедиций.

геологи антарктиды
© Общественное достояние

Самым опытным был Павел Воронов

К 1956 году он прошел Великую Отечественную Войну, стал сотрудником Института геологии Арктики (НИИГА) и вел полевые исследования на Таймыре. После защиты диссертации в 1952 году молодой ученый перешел на преподавательскую работу в Горный институт. Многочисленные изыскания в разнообразных областях наук о Земле — от палеонтологии до геохимии - обеспечили ему приглашение сначала в Первую, а затем и во Вторую экспедиции.

По проблемам Антарктиды и окружающих морских акваторий Воронов опубликовал более 60 новаторских научных работ, сделавших его известным ученым как в СССР, так и за его пределами. Среди фундаментальных трудов - «Трансконтинентальная глыбовая структура Центрального сектора Восточной Антарктиды» (1959); «О структуре Антарктики» (1960); «Схема новейшей тектоники Антарктиды» (1960); «Главные итоги геоморфологических наблюдений в Первой советской антарктической экспедиции», (1961); «О размерах Антарктиды и характере ее денудации» (1964). Всего перу Павла Стефановича принадлежит около 250 работ, в том числе 12 монографий, 1-й том советского «Атласа Антарктики», более десятка учебников.

Обширный фактический материал, лично собранный Вороновым на противоположных полушариях Земли, привели его к ряду обобщений, касающихся строения Арктики и Антарктиды, а позднее — закономерностям формирования планеты, ее глубинного строения, а также южнополярных океанов и морей.

Особое значение приобрели его работы по сдвиговой тектонике. В 1960-е годы ученый на новом уровне подтвердил гипотезу мобилизма материков. Он изучал закономерности разломной тектоники континентов, проводил анализ сдвиговых зон Земли, интересовался проблемой полюсобежных сил и ротационной динамики планеты, подчеркнул структурные различия и геологические особенности северного и южного полушарий.

В 1972 году Воронов был утвержден в звании профессора. Несмотря на экспедиции, Павел Стефанович не бросил преподавание и организовал в Горном институте новую кафедру структурной и морской геологии, где впервые в стране началась подготовка инженеров - морских геологов.

Имя «Почетного полярника СССР» Павла Воронова было занесено в сборник «Живые легенды», выпущенный в 2004 году Кембриджским Международным Биографическим Центром.

Равич - глава советской школы антарктической геологии

Фигура Михаила Равича не менее важна для первого этапа освоения ледяного материка. После окончания вуза в 1936 году он работал в Дальстрое, Якутгеолтресте и Арктическом институте, а в 1948 году попал в НИИГА, в рамках которого прошел путь от заведующего лабораторией до заместителя директора института по научной работе.

Основными направлениями его деятельности стали геология полярных регионов (Кольский полуостров, Таймыр, Якутия), магматизм и метаморфизм. Поэтому никого не удивило, когда крупного специалиста по картированию, петрографии и геофизики пригласили возглавлять геологические изыскания во 2-ой КАЭ. Всего же он стал участником и начальником профильного отряда пяти таких экспедиций. В последующие годы Равич описывал их как самые захватывающие командировки в своей жизни. И это можно понять без лишних объяснений…

© Главархив Москвы/ Антарктида, 1956 год

До 1956 года в Антарктиде было проведено лишь беглое рекогносцировочное обследование, охватившее не более 5—7 % территорий. Перед учеными лежал чистый лист, на который предстояло наносить новые земли. За следующие 10 лет изучение континента охватило более половины свободной ото льда площади. Отечественные геологи обследовали центральную часть Земли Королевы Мод, Землю Эндерби, районы оазиса Бангера и обсерватории Мирный.

Так, в 1958 году полярники под руководством Михаила Гиршевича обнаружили в восточной части Земли Королевы Мод вершины гор, поднимающиеся до 2500 м, и назвали их Русскими Горами. На стыке 5-ой и 6-ой Советских антарктических экспедиций (САЭ) в 1960-1961 годах в распоряжении Равича уже были самолеты Ан-6, Ли-2 и Ил-12, что позволило произвести подробную площадную съемку горных районов и маршрутную аэрофотосъемку побережья. В итоге на картах появились почти 200 новых географических названий - горы Кропоткина, Курчатова и Маяковского, скалы Урванцева, хребты Гагарина и Горького, ледник Мушкетова.

Равич изучил особенности строения и геологической эволюции докембрийского кристаллического фундамента Восточной Антарктиды, обнаружил месторождения и многочисленные признаки месторождений разнообразных полезных ископаемых, сделал вывод о сходстве геологического строения Антарктической платформы с гондванскими платформами других материков Южного полушария.

Собранный ученым материал лег в основу «Атласа Антарктики», за создание которого в 1971 году он получил Госпремию СССР. Кроме того, он стал вице-президентом Международной комиссии по геологической карте Мира.

Рекордсменом по участию в САЭ считался Дмитрий Соловьев

Окончив в 1954 году геологоразведочный факультет Горного института, выпускник получил приглашение работать в НИИГА, а в 1956 году – сразу во 2-ую САЭ. Всего же их было 10 с его участием. Причиной интереса к молодому специалисту стал его успех в Западной Якутии – в качестве руководителя тематической партии он первым из института открыл алмазоносные кимберлитовые трубки на севере Сибири.

Изучение южнополярного материка стало делом и смыслом жизни геолога. Сутками, пересаживаясь с вертолета на вертолет, он летал над ещё неведомыми тогда горами, направляя научные поиски отдельных отрядов, а потом в сборном домике на краю ледника изучал тысячи образцов минералов, «читая» по ним геологическую историю ледового континента.

соловьев