Большинству сограждан в этом году придётся отвыкать от разнообразия ассортимента товаров для чистоты. Лидер российского рынка (около 30%), американская компания Procter&Gamble объявила о сокращении в нашей стране товарной линейки по своим брендам. Имя им – легион.
Самые известные: Fairy, Tide, Ariel, «Миф», Lenor, Comet, Mr. Propper. И это только в бытовой химии. Есть ещё средства для гигиены, ухода за телом, косметика, бритвенные принадлежности. В рамках антироссийской санкционной политики компания также приостанавливает инвестиции в отечественный бизнес, в том числе в маркетинговое продвижение своей продукции. И самое главное: с 15 марта их отпускные цены для контрагентов в РФ в среднем увеличиваются на 43%, по некоторым позициям, например, продукцию Gillete и Venus до 70%.
Монополисты точны – именно на 43% подорожал доллар к рублю с момента объявления спецоперации на Украине. Следовательно, при сохранении долларовой цены её рублёвый эквивалент автоматически увеличивается. Несмотря на наличие двух заводов в России (они продолжают работать), один из которых – Новомосковский – крупнейший у компании, локализация Procter&Gamble недостаточна для сдерживания цен.
Вслед за лидером рынка к ценовой гонке непременно присоединятся и другие игроки. Немецкая Henkel Group (16,7% рынка), отечественные Nefis Cosmetics (8,6%) и «Невская косметика» (6,2%), а также британцы Reckitt Benckiser (5,8%). При масштабном подорожании продукции сокращение ассортимента просто неизбежно. Обедневший массовый потребитель, например, вместо нескольких специальных порошков для разных типов тканей и со всевозможными отдушками предпочтёт один – универсальный с нейтральным запахом. И так по всей линейке.
Например, сегодня гель для стирки Ariel (1,3 литра) можно найти на Яндекс-маркете за 896 рублей. А завтра он уже будет стоить 1281 рубль. «Форпост» в статье 12 марта пересчитал минимальную потребительскую корзину в РФ исходя из текущей инфляции в продуктовой рознице. Получилось 26 тысяч рублей при прожиточном минимуме 11950 рублей. С учётом информации по Procter&Gamble и другим производителям нон-фуда она уже уверенно приближается к 30 тысячам рублей. Конечно, какое-то время розница может удерживать цены на полках за счёт сокращения собственной торговой наценки, чтобы сохранить спрос. Но это ненадолго, максимум до конца года. Дальше – уже не избежать убытков.
Сокращение ассортимента в бытовой химии особенно болезненно будет воспринято после того, как массовый переход на удалённую работу из-за коронавируса повысил внимание россиян к домашней чистоте. Польский производитель товаров для дома и уборки York исследовал изменение потребительских привычек жителей разных стран в период пандемии. Выяснилось, что 59% россиян стали чаще делать уборку. Это самый высокий результат в мире. Существует ещё одно исследование (немецкий институт маркетинга GFK), согласно которому россияне демонстрируют большую, чем у жителей других стран способность адаптироваться к экономическим и социальным проблемам. Исследователи даже назвали это привычкой к кризису. Вероятно, акцент на чистоту стал для россиян заменой потерянным из-за локдауна возможностям и последней приметой уходящей из-под ног материально благополучной жизни.
Кстати, несмотря на рост потребления товаров бытовой химии в пандемию, этот сегмент российского рынка далёк от насыщения. Средний европеец в год потребляет около 16 килограммов товаров такого рода. Россиянин – примерно вдвое меньше. Возможность наверстать в ближайшие годы, судя по всему, уже не представится.
Большинство трендов рынка непродовольственных товаров широкого спроса отправляются в мусорную корзину вместе с избыточным по нынешним временам товарным разнообразием. Вряд ли у ритейлеров и производителей найдутся поводы вспомнить в 2022 году о геймификации, культурных проектах, широкому внедрению технологий дополненной реальности и чат-ботов. Похоже, что всё это в прошлом. Или в будущем. Сохранится только тенденция на экологичность продукции. Только раньше игра шла на поле премиальных товаров, в состав которых добавлялись дорогостоящие экологичные компоненты. Сегодня на повестке дня продажа товаров без упаковки и расширение сферы использования хозяйственного мыла.
Подорожания можно было бы избежать, но для этого как минимум всё предыдущее десятилетие государству нужно было проводить бескомпромиссную политику импортозамещения. Не локализации производства на нашей территории, а разработки конкурентоспособных технологий производства и отечественной рецептуры товаров бытовой химии.
Системной политики в этом направлении не было. Даже принятие актуального технического регламента оказалось для отрасли делом неподъёмным. Проект технического регламента для стран Таможенного союза «О безопасности синтетических моющих средств и товаров бытовой химии» был разработан ещё в 2011-м году. После многолетних согласовательных проволочек удалось добиться появления конкретной даты вступления документа в силу – со 2 июня 2021 года при условии принятия нескольких уточняющих документов. Судя по базам данных о нормативно-правовых актах, условие не выполнено и регламент до сих пор не действует.