Перейти к основному содержанию

Неработающие кондиционеры и ушлые «зайцы»: петербуржцы назвали топ-6 проблем новой транспортной реформы

В Петербурге 1 июня начнётся второй этап перехода на новую модель транспортного обслуживания. Её цель — перевести город на единый стандарт качества, для этого Северную столицу избавляют от маршруток, строят новые павильоны остановок и расширяют действие льгот. «Форпост» решил подвести итоги первого этапа и выяснил, какие проблемы вышли в топ наиболее беспокоящих петербуржцев.

Следует вспомнить, что первый этап стартовал 1 апреля. Тогда было заявлено, что на 97 городских маршрутов выйдут 864 современных автобуса. Они должны были частично заменить морально устаревшие и небезопасные маршрутки. Новый транспорт — низкопольный, работает на экологичном топливе, оснащён системами видеонаблюдения, кондиционирования и информирования. В автобусах можно расплатиться банковскими картами и всеми видами проездных билетов, в том числе льготными. Однако не всё так гладко.

6-е место. Неработающие кондиционеры

Под одним из постов комитета по транспорту в соцсети «ВКонтакте» местная жительница Татьяна Брод пожаловалась, что в новых автобусах невозможно ехать с комфортом — в них душно.

«При тёплой погоде многие автобусы едут с открытыми окнами. Почему? Кондиционеры не могут работать? Это специально или в автобусах не поставлены кондиционеры? Или уже сломались? Или экономят? Сделайте комфортным проезд. И так приходиться ждать долго и ехать (долго — прим.ред.)», — пояснила петербурженка.

По её словам, когда начали курсировать автобусы № 191 и 255, кондиционеры работали. Однако сейчас их просто не включают. В качестве помощи она предложила нанести наклейки на окна с предупреждением о том, что во время работы прохладительного прибора окна в транспорте открывать нельзя.

Елена Грекис также осталась недовольна работой кондиционеров в общественном транспорте. По словам петербурженки, от духоты ей стало нехорошо.

«Сегодня ехала в 193-м автобусе, все окна открыты, дышать нечем, в салоне под 40 градусов, а это ещё лето не началось нормальное. От жары стало плохо, хорошо люди помогли. Эти автобусы не оснащены кондиционерами? Или принципиально не включают? Охлаждение идёт в салон? Это просто баня, внутри находиться невозможно», — пожаловалась Грекис.

Аналогичным вопросом задался и местный житель Кирилл Воронцов. На вопрос о неработающих кондиционерах в трамваях и автобусах ему ответили с аккаунта комтранса.

«Пассажиры могут обращаться непосредственно к кондуктору (или водителю, если транспорт обслуживается без кондуктора) с просьбой включить или же, напротив, выключить систему кондиционирования в салоне для поддержания комфортной температуры», — рассказали в комитете.

5-е место. Грубость кондукторов и контролёров

Иногда местным жителям не нравилась работа кондукторов и других проверяющих. По мнению пассажиров, им очень часто приходится сталкиваться с грубостью.

«Имеют ли право проверять оплату проезда сотрудники "Горэлектротранса"? Такая практика существует на 61-м ТМ (транспортном маршруте — прим.ред.). Входят два-три человека в оранжевых жилетах с надписью "Кондуктор Горэлектротранса" и не всегда любезно требуют предъявить проездные. Я так понимаю, что это сотрудники парка, обслуживающего данный маршрут. В 100-й ТМ они не заходят», — спросила у подписчиков сообщества Виктория Слепнёва.

Михаил Игонин поддержал Викторию.

«Я тоже не люблю (грубых кондукторов — прим.ред.). Бывают случаи, когда я только в салон зашёл, а кондуктор тут как тут и недовольным голосом просит предъявить карточку — заколебали уже. Если нервы не айс, пусть дома сериалы смотрят», — подытожил пассажир городского транспорта.

Разговор в комментариях продолжила петербурженка Светлана Белозёрова.

«Михаил, кондукторы в хорошем настроении — это подарок. Контролёры, кстати, обычно вежливые, во всяком случае из тех, которых я уже успела застать. Очень приятные», — подметила положительную сторону подписчица группы комтранса.

4-е место. Ушлые «зайцы»

Жительница Петербурга Татьяна Брод вспомнила не только проблему с неработающими кондиционерами. По её словам, в автобусах без кондукторов пассажиры очень часто не оплачивают проезд.

«Сегодня вижу такую картину: входят контролёры, и ушлые пассажиры сразу оплачивают проезд. Сделайте так, чтобы при входе блокировались валидаторы. И зачем жилеты? Они должны иметь документы и как раз не быть узнанными. А то (пассажиры — прим.ред.) сразу оплачивают — и не оштрафуешь», — пояснила пользовательница общественного транспорта.

Её поддержал петербуржец с ником Андрей Андрей. Он рассказал, что на некоторых маршрутах много безбилетников из-за отсутствия контролёров.

«Автобус № 99. Раньше оплату принимал водитель — БСК (проездной — прим.ред.), наличными. Теперь — никто. Где в посёлке Бугры пополнить БСК? Кто контролирует оплату проезда? Еду с работы из Бугров вечером каждый день, оплата в автобусе 50-60% (только 50-60% пассажиров платят за проезд — прим.ред.), никто не проверяет оплату. Зашёл, сел. Оплата? Не, не слышал. Окупаемость транспорта 100%? Или всё в убыток?» — задался вопросом мужчина.

Комитет по транспорту ему возразил.

«Маршрут № 99 работает по бескондукторной системе — водитель не принимает оплату за проезд, а на линии работает контроль», — указали в ведомстве.

Однако петербуржец настаивал на своём.

«Я пользуюсь автобусом № 99 каждый рабочий день в разное время. И контроля не видел ни разу», — заключил житель Бугров.

3-е место. Маршрутки отменили, а автобусы не пошли

Многие пассажиры пожаловались на то, что некоторые из заявленных ранее автобусов не выйдут, как было обещано, на маршрут с 1 июня — в день старта второго этапа транспортной реформы. Так, этим вопросом задался житель Колпино Андрей Фиалковский.

«Здравствуйте, объясните, пожалуйста, причину переноса многих автобусов с 1 июня на 1 июля. Почему только в последний момент об этом сказано?» — попросил разъяснений петербуржец.

Missing материал.

Его поддержали. Например, пользователь общественного транспорта Максим Устюжин заметил недостаток в автобусах с помощью сервиса «Яндекс.Карты».

«Добрый день! А что с реформой? "Яндекс" сообщает, что некоторые маршруты изменятся с 1 июля, равно как поедут автобусы № 249 и 256. Изначально планировалось, что это всё будет с 1 июня. И главное — почему ни комитет по транспорту, ни "Организатор перевозок" ничего об этом не сообщают?» — поинтересовался Устюжин.

Missing материал.

Однако в группе комитета ответа на свои вопросы жители города не получили.

2-е место. Проблемы с оплатой

«Жулики! Снова при пересадке сняли повторно 40 рублей. Мерзость какая, пересадка работала только первый день. Прекрасно понимаете, что люди не будут связываться из-за такой суммы. Жулики и воры», — начала с обвинений местная жительница Наталья Демидова.

Речь идёт о пересадочном тарифе «60 минут», который начал действовать во время первого этапа введения новой модели транспортного обслуживания. Он действует только в трамваях, троллейбусах и автобусах по следующей схеме: в течение часа первая поездка по «Подорожнику» будет стоить 40 рублей, вторая — 10, а за третью и последующие деньги взиматься не будут. Тариф включается автоматически при использовании проездного для оплаты разовых поездок в социальном наземном транспорте.

На претензию Демидовой ответил местный житель Денис Стрижаков, который вспомнил выступление председателя комтранса Кирилла Полякова.

«Об апрельских показателях Поляков сообщил в понедельник, 30 мая. По его словам, всего местные жители совершили за месяц 1,3 миллиона льготных поездок за 10 рублей, даже несмотря на сложности с активацией пересадочного тарифа, возникшие при запуске транспортной реформы», — написал петербуржец.

Однако его ответ только раздражил местную жительницу.

«Ваш Поляков может говорить всё, что хочет! У меня уже второй раз при пересадке списывается 40 рублей, а не 10», — указала на проблему Демидова.

В комментариях ниже последовал ответ от комитета.

«К сожалению, в работе бортового оборудования, установленного в салонах некоторых автобусов, происходят сбои. Мы выявляем эти случаи и стараемся оперативно устранить их», — пояснили в Смольном и попросили обращаться к ним в случае неполадок.

Пользовательница городского транспорта Зоя Светлая согласилась с Демидовой.

«У меня сегодня так же: по "Подорожнику" при пересадке в течении часа с автобуса на трамвай сняли полную стоимость», — подметила Светлая.

Жаловались жители Северной столицы и на неудобства с пополнением своих «Подорожников». Об этом в комментариях в группе комтранса написал ранее жаловавшийся на «зайцев» пользователь с ником Андрей Андрей.

«Как мне добраться из посёлка Бугры до станции метро, чтобы пополнить "Подорожник"? На такси видимо… Или пешком дойти? И что насчёт пункта пополнения на Пискарёвском проспекте?» — задался вопросом местный житель.

На это комитет по транспорту заверил Андрея, что 99-й маршрут «обеспечивает связь со станцией метро, где заблаговременно можно пополнить ресурс БСК "Подорожник"».

1-е место. Тотальный недостаток транспорта

Однако больше всего жалоб было на отсутствие автобусов или слишком большой интервал ожидания между ними из-за отмены коммерческого транспорта.

«Верните маршрутки! Людям не добраться на работу, социальные автобусы имеют совсем другой маршрут и ждать их долго! Это не альтернатива!» — возмутилась петербурженка Анна Линдтнер.

До транспортной реформы до метро пассажиров возила маршрутка № 106. По словам местной жительницы, на ней до подземки можно было добраться всего за 15 минут. Однако теперь её отменили, а в качестве замены дали социальный автобус № 106, который пассажирам приходится долго ждать. Кроме того, он следует через Полюстровский рынок, что значительно увеличило время, за которое можно было доехать до метро, — до часа.

«Сейчас снимают ещё 289-ю маршрутку, которая шла до площади Искусств. Якобы альтернатива 132-й автобус, который едет лишь до площади Александра Невского. Это как называется — альтернатива? А дальше вы нам пешком предлагаете идти от площади Александра Невского до площади Искусств? Или прыгать с одного вида транспорта на другой? А ведь есть ещё пожилые люди, которые едут к врачу к определённому времени! У многих больные ноги, подумайте о них!» — привела ещё один пример неудобств Линдтнер.

Она также пояснила, что жителей Екатерининского проспекта, Маршала Блюхера и Бестужевской улицы фактически лишили транспорта.

«Один-единственный социальный автобус № 106 оставили и всё: он приходит переполненный, идёт в три раза медленнее, чем маршрутка. Люди теряют время, опаздывают на работу, в поликлинику — на приём к врачам! <…> На улице Бестужевской находится районная поликлиника, Протезный институт (Санкт-Петербургский медико-социальный институт — прим.ред.), больница, школа, детский закрытый каток. Всё время люди ездят на работу, на учёбу, к врачам, на занятия спортом. Дети вынуждены после бассейна мёрзнуть на улице в ожидании одного единственного автобуса по 30 минут! Люди опаздывают на работу, вечером не могут добраться с работы. <…> Инвалидам тяжело ждать автобус по 30 минут», — пожаловалась петербурженка.

Кроме того, из-за нехватки автобусов людям приходится ехать в полностью забитом транспорте.

«Вот так в час пик выглядит салон 200-го автобуса. И это автобус-"гармошка". К моменту подхода следующего автобуса на остановке снова набирается толпа, забивающая автобус под завязку. Не хотят ли представители комитета по транспорту покататься месяц с Автово до Петергофа в 18-19 часов?» — обратился местный житель Николай Макаревич к работникам Смольного.

Missing материал.

Николай также указал, что на его пути маршрутки, которые сейчас отменили, курсировали «не грязнее автобусов», кроме того, на коммерческом транспорте доехать получалось быстрее.

Макаревича поддержала петербурженка Елена Майкова. Она ничего не объясняла, а просто прислала фото с толпой людей в автобусе № 210. По её словам, таким образом людям приходится добираться до дома каждый будний день вечером.

Missing материал.

В комитете по транспорту «Форпосту» подтвердили, что проблемы на первом этапе перехода на новую модель транспортного обслуживания в Петербурге действительно были.

«В первые несколько недель старта в комитет по транспорту и в СПб ГКУ "Организатор перевозок" поступали жалобы, связанные с нарушениями в расписаниях общественного транспорта, активацией пересадочного тарифа "60 минут" и QR-кода для разового проезда», — уточнили в ведомстве.

По информации комитета, основные причины сбоев в расписании маршрутов связаны с недостатком водителей, пробками и адаптацией к новым условиям работы самих перевозчиков. При этом, заявили в ведомстве, проблема дефицита шофёров уже решена: ведётся активная работа по переподготовке кадров и привлечению их из Северной столицы и других городов.

«Что касается активации пересадочного тарифа "60 минут", то мы наблюдали случаи сбоя его активации. Данная проблема была устранена в течение нескольких дней после старта. Иногда требовалось давать дополнительные разъяснения пассажирам, что тариф действует только на социальном транспорте и исключительно по карте "Подорожник"», — уточнили в Смольном.

Были проблемы и с оплатой проезда разовым билетом с QR-кодом. Они возникали из-за обновления программного обеспечения в наземном транспорте. Наблюдались случаи, когда пассажиры путали фискальный QR-код с проездным и не могли погасить билет.

«Сейчас вопросов о том, как пользоваться разовым билетом и где его приобрести, у пассажиров нет. Система отлажена», — заверили в комитете.

В ведомстве добавили, что с 1 апреля по 22 мая контролёры оформили 757 актов о безбилетном проезде в общественном транспорте города.

Что изменится 1 июня?

С начала лета в Петербурге будут курсировать 693 современных низкопольных автобуса на газомоторном топливе. Они выйдут на 20 новых маршрутов в разных районах Северной столицы. При этом 16 направлений скорректируют, а также перестанет ходить один социальный автобус и 32 коммерческие маршрутки.

Таким образом, к концу транспортной реформы в Петербурге будет действовать 213 маршрутов, которые выстроят по новой модели обслуживания пассажиров.

Напомним, в конце апреля комитет по транспорту уже подводил промежуточные итоги первого этапа транспортной реформы в Петербурге. Тогда в Смольном отметили проблемы в работе оборудования оплаты проезда и отставание коммерческого транспорта от расписания.