Перейти к основному содержанию

Опционы как карнавальная маска для западного бизнеса в России

маска
© Nice Guys, unsplash.com

В конце марта российская экономика получила юридическую новацию – правительство разрешило приостановившим работу предприятиям временно оформлять своих сотрудников в другие организации на полный день, не прерывая основной трудовой договор. Соответствующее постановление в первую очередь помогло иностранным компаниям сохранить персонал в период санкционной неопределённости. Вскоре для собственников этих компаний нашёлся механизм выхода из бизнеса без «сжигания мостов». Помог опцион.

Популярность опционной схемы наверняка увеличится после сделки с «Рено». Французский автомобильный концерн всё-таки принял решение присоединиться к антироссийским санкциям и отказаться от участия во владении промышленными активами в РФ. Их пакет акций «АвтоВАЗа» (67,69%, оставшиеся акции у Ростеха) переходит к государственному Научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту (НАМИ). Собственником 100-процентной доли в московском «Рено-Россия» (ранее «Автофрамос») становится столичное правительство. В обоих случаях владелец активов - РФ, но сделки отличаются друг от друга принципиально. В случае с «АвтоВАЗом» «Рено» получает возможность по своему усмотрению вернуться в права собственника в течение шести лет.

АвтоВАЗ
© lada.ru

Опцион представляет собой обязательство выдавшего его лица на продажу держателю бумаги предмета сделки по заранее оговорённой цене. Представители «Рено», если захотят, предъявят документ нотариусу, и тот одним движением руки удостоверит возврат российских заводов к прежним французским хозяевам. А НАМИ и Ростех никак не смогут этому воспрепятствовать.

Именно из-за отсутствия опциона «Автофрамос» снова станет «Москвичом» и сможет разрабатывать собственные авто. Озвучено, что в приоритете электромобили, и Ростех уже занялся разработкой отечественных тяговых батарей для них. НАМИ тоже мог бы заняться внедрением инноваций на «АвтоВАЗе», но практически это трудноосуществимо. Есть риск, что «Рено» вернётся и выбросит все отечественные разработки в мусорную корзину.

Опционная схема напоминает скорее не владение, а аренду. Как со съёмной квартирой, где без оглядки на собственника (в нашем случае держателя опциона) нельзя даже лишний гвоздь вбить в стену – могут выселить.

Любителям классики предлагается ещё одна аналогия – из чеховской «Каштанки»: «Особенно мучителен был следующий фокус: Федюшка привязывал на ниточку кусочек мяса [читай бизнеса] и давал его Каштанке, потом же, когда она проглатывала, он с громким смехом вытаскивал его обратно из ее желудка».

иллюстрация Геннадия Спирина
© иллюстрация Геннадия Спирина к рассказу Антона Чехова «Каштанка»

Подобные фокусы, судя по всему, станут в ближайшее время массовым явлением. Началось с крупняка. Уже опубликовано заявление «Макдональдса» о продаже российских ресторанов сети одному из бывших франчайзи, Александру Говору. В официальной информации о присутствии в сделке опциона ничего не сказано, однако её характер указывает на подобный юридический механизм. Об этом уже высказались в СМИ несколько экспертов.

Надо сказать, что с помощью опциона реальные бенефициары предприятий «шифровались» и раньше. С тех пор как в марте 2015 года Гражданский Кодекс закрепил понятие опциона на заключение договора (ст. 429.2). Причины могут быть разными, но суть одна – реальный владелец сохраняет полный контроль над номинальным собственником.

Западные авторы антироссийских санкций, ратующие за прозрачность мировой торговли, получили в итоге беспрецедентную запутанность. Реальные владельцы бизнесов прячут свои лица, физические и юридические, за карнавальными масками. Даже автору системы балльного ранжирования бизнеса по степени антироссийскости, профессору Йельской школы менеджмента Джеффри Зонненфельду, вероятно придётся нелегко при актуализации своего «чёрного списка». Формально его визави будут чисты перед Западом, а по факту останутся на российском рынке.

Лукас Карнах Старший
В экономическом сообществе США и Евросоюза развёрнута «охота на ведьм» в отношении фирм, которые не разрывают деловые связи с Россией.

С налогообложением тоже не всё прозрачно. Как мы знаем, российскому правительству так и не удалось избавить экономику от оффшорных схем. Грядущая волна переоформлений бизнесов на новых официальных владельцев может дать новый толчок этой практике. Только на одном из многочисленных сайтов по оффшорному консалтингу «Форпост» обнаружил сразу несколько совсем свежих, от мая 2022 года, готовых к продаже «под ключ» компаний с регистрацией на Сейшельских островах. Сегодня это популярное направление, поскольку правительство этой африканской республики держит нейтралитет в вопросе о поддержке санкций против России.

Подвешенное состояние «АвтоВАЗа» и других подобных компаний с западным участием явно не сыграет на пользу отечественному импортозамещению. Новые владельцы будут ограничены в манёвре, и этим обязательно воспользуются конкуренты из дружественных стран. В случае с автопромом – корейские и китайские производители. Информагентство «Синьхуа» из КНР уже опубликовало итоги внешней торговли страны за январь-апрель 2022 года – экспорт автомобилей по сравнению с тем же периодом прошлого года вырос на 39,4%. Как говорится, шах и мат. Европейские предприятия в шоке от роста издержек из-за проблем с российским энергетическим экспортом. В России буксует импортозамещение. Юго-Восточная Азия осваивает новые рынки.