Более 800 студентов из 13 стран, порядка 50 тематических программ, лабораторные исследования, полевая практика и работа с профессиональным ПО. Очередной сезон летних школ в Санкт-Петербургском горном университете подошел к концу. Что нового предложил в этом году известный инженерный вуз? Представители каких государств приняли участие в проекте, и какие впечатления увезли с собой на родину?
Несмотря на то, что формат летних школ сегодня воспринимается нами как сугубо зарубежный, в нашей стране он появился еще во времена СССР. Правда, тогда он был рассчитан на старшеклассников – впервые летняя учебно-научная школа открылась в 1965 году в главном лагере ЦК ВЛКСМ «Орленок». Она была рассчитана на школьников, интересующихся физикой и математикой. Занятия вели преимущественно аспиранты, и уже спустя пару лет подобные «профильные» смены стали появляться в пионерских лагерях по всему Союзу.
Однако на высшее образование успешный проект по какой-то причине скопирован не был, и его заменила работа в стройотрядах. Идея, что летние месяцы могут быть потрачены молодежью на освоение новых компетенций и обновление существующих, или просто расширение знаний по интересующему предмету, в отечественное вузовское сообщество действительно пришла с Запада.
Например, Летняя школа Гарварда, управляемая одноименным университетом, была основана в 1871 году. Стоит ли удивляться, что сегодня она предлагает порядка 400 курсов, и готова обучать не только студентов, но также школьников и специалистов, желающих повысить собственную квалификацию. Четко слаженный бизнес-механизм неплохо зарабатывает на желании иностранцев ненадолго окунуться в «американское образование». В 2022 году тематических летний курс там стоил 7 тысяч долларов (более 400 тысяч рублей, не считая билетов, проживания и страховки). Полных стипендий на участие в топовых зарубежных школах практически не бывает. В маленьких или молодых вузах гранты иногда встречаются – таким образом они пытаются повысить свою узнаваемость и готовы выделять ресурсы на привлечение интересантов.
Российский опыт значительно отличается от подобной модели. Показательным является тот факт, что обучение в летней школе старейшего технического университета в России бесплатно для представителей партнерских вузов. Причем он берет на себя не только организацию занятий, но и проживание, питание, выездные стажировки и насыщенную культурную программу. Дело в том, что изначальная задача краткосрочных программ лежит не в коммерческой плоскости. Речь идет о развитии единой академической среды, совокупная научная работа которой позволит повысить эффективность минерально-сырьевого комплекса страны.
Именно поэтому основной акцент в программах стоит на практической деятельности.
«В Горном университете совершенно особая среда и уровень инфраструктуры, которые позволяют максимально содержательно провести время. Так, в стенах вуза я получил навыки работы на тренажерах компании Caterpillar – карьерном самосвале, погрузочно-доставочной машине и бульдозере. Затем прошел обучение в инновационном центре компетенций «Белаз», где организованы четыре лаборатории с учебно-тренажерным и учебно-лабораторным комплексами. Более того, для нас были проведены выездные мастер-классы на базе сервисного центра «Цеппелин Русланд» (официальный дилер CAT в России) и АО «Выборгское карьероуправление». То есть сначала мы управляли симулятором, на следующий день – знакомились с машинами в реалии, а затем – видели, как их производят. И в завершении я получил сертификат о владении профессиональной компетенцией, который в будущем пригодится при трудоустройстве на предприятия отрасли», - рассказал студент Белорусского национального технического университета Арсений Стаин.
Не удивительно, что при такой интенсивной нагрузке ряд учебных заведений, например, Казанский национальный исследовательский технологический университет, засчитывают обучение в летней школе петербургского университета как прохождение полноценной производственной практики.
В ходе анонимного (!) анкетирования на 5 из 5 возможных баллов 91% слушателей курсов оценили качество практических занятий и 92% - работу преподавателей и кураторов.
Еще одно достоинство летних школ – освоение программы, выходившей за рамки профильных дисциплин. Многие из участников воспользовались таким шансом и записались на смежные для своей специальности темы.
«Я изучаю геологию в Донецком национальном техническом университете и до этой поездки не знала о бурении ровным счетом ничего. В рамках курса «Технологии строительства нефтегазовых скважин» я была ошеломлена огромным количеством полезной и важной для понимания технологии освоения месторождений информации. На лекциях нам рассказывали о различных типах скважин, осложнениях, авариях, применении цифровых двойников и экспедициях в Антарктиду. На практических занятиях при помощи тренажеров в научных лабораториях мы учились готовить цементный раствор, производить бурение и ликвидацию скважин, а на учебном полигоне «Саблино» и «Заводе буровых технологий» познакомились с современным оборудованием. Обучение в летней школе стало для меня отличной возможностью приобрести принципиально новые компетенции и получить неоценимый опыт общения с мотивированными коллегами», - делится впечатлениями Анастасия Каниболоцкая из ДонНТУ.
Среди полусотни различных курсов можно выделить порядка десяти наиболее популярных среди студентов программ. Это «Горные машины и оборудование», «Энергоэффективность и устойчивая энергетика», «Химическая технология переработки энергоносителей», «Экологические вызовы современности», «Нефтегазовый инжиниринг». Одним из лидеров по числу запросов является «Цифровое горное производство».
«Это были самые продуктивные недели за последние месяцы! Мы изучали это безумно актуальное для всех высокотехнологичных предприятий направление: углубились в тему BigData и нейронных сетей, учились работать с такими новыми программами как Surpac, используемой для цифрового планирования горных работ, и AnyLogic, применяемой для создания имитационных моделей. Хочу отдельно выделить подачу материала – преподаватели «горят» своим делом. Лекции проходят живо, интересно, с отличным демонстрационным материалом и свежими ссылками на статистические данные, с обсуждениями и дискуссиями. Особенно порадовали практические занятия – мы моделировали гидравлическую систему, изучали имитационное и инженерное моделирование в режиме реального времени, водили симулятор «Белаза». И все это с комментариями профессионалов, которые делились с нами опытом применения этих технологий на реальных предприятиях. Полученные знания и опыт дорого стоят!», - вспоминает студентка ДонНТУ Оксана Леонова.
Традиционно в летних школах Горного университета принимают участие представители вузов, входящих в консорциум «Недра». Студентов Дагестанского государственного технического университета интересовало, прежде всего, направление «Трубопроводный транспорт нефти и газа: теория и практика».
«Это время запомнится навсегда – интересные лекции, опытные преподаватели, практика в научных центрах и поездка на нефтебазу Ручьи, где нам в подробностях объясняли все процессы и технологии. Желаю каждому студенту побывать в летней школе Горного университета, где они смогут узнать много новой информации, найти себе друзей из разных стран и увидеть прекрасный город Санкт Петербург», - оставил свой отзыв Динислам Гадашакаев.
В 2022 году популярность летних школ Горного как формата непрерывного образования продолжала расти. Представители Белоруссии и Донбасса, а также студенты более 40 российских вузов, входящих в консорциум «Недра» смогли приехать в Санкт-Петербург к началу программ в июне и июле.
Несмотря на политическую и эпидемиологическую обстановку - в вуз поступило огромное количество как индивидуальных, так и групповых заявок из практически всех стран мира, которые работают с ресурсами: Латинской Америки, Африки, Центральной и Юго-Восточной Азии. Однако ввиду сложности транспортной логистики, большинству из тех, кто живет далеко от России, в этом сезоне пришлось отказаться от идеи личного участия и пройти обучение онлайн весной и летом. В общей сложности речь идет о 600 человек из Китая, Индии, Намибии, Азербайджана и других стран. Еще столько же уже успели записаться на этап, который стартует 1 октября 2022 года. Это молодые люди из Демократической Республики Конго, ЮАР, Вьетнама, Монголии, Эквадора и Китая.
«На сегодняшний день некоторым сотрудникам и студентам Университета Намибии (UNAM) была благодаря Международному Центру компетенций в области горного инженерного образования под эгидой ЮНЕСКО предоставлена привилегия пройти краткосрочные онлайн-курсы «Цифровая добыча полезных ископаемых», «Геология», «Нефтяная инженерия», «Технология нефти и газа» и «Строительство скважины». Пообщавшись с большинством участников, я могу с удовлетворением сказать, что это обучение повысило ценность знаний и учебной программы наших будущих инженеров. Я верю, что сертификаты, полученные по окончании, откроют им дополнительные двери и возможности трудоустройства в горнодобывающей, нефтяной и газовой промышленности», - резюмировал старший преподаватель кафедры гражданского и горного строительства UNAM доктор Питчу Букаса Мукенди.
Таким образом, сегодня формат летних школ с учетом современных технологий расширяет границы: в классическом очном варианте он проходит летом, а в дистанционном – в течение всего календарного года.