Перейти к основному содержанию

Почему университетам не нужно обращать внимание на глобальные рейтинги

магистр у телевизора
© Mohammad Shahhosseini, unsplash.com

Вскоре после начала специальной военной операции на Украине министр образования Великобритании Надхим Захави (потом он занимал пост канцлера казначейства) заявил о намерении «жестоко расправляться с прокремлёвскими взглядами» в университетской среде. Поводом послужил твит профессора Лидского университета Рэя Буша о следах американских бактериологических лабораторий на Украине. Другой «ястреб», председатель комитета по образованию Палаты общин Роберт Халфон тут же публично назвал учёного «полезным идиотом Кремля».

Можно вспомнить также программную статью в авторитетном международном издании по вопросам высшего образования University World News, где университетам Запада фактически предписывается приостановить всяческие официальные контакты с российскими коллегами. За исключением тех, кто «враждебно настроен к своей стране».

В University World News вышла статья, которая, пожалуй, выражает позицию научного мейнстрима Запада по отношению к сотрудничеству с российскими коллегами в условиях «новой холодной войны» (как они это называют).

Сказанного достаточно, чтобы академическая общественность России перестала сколько-нибудь серьёзно относиться к оценке своей деятельности со стороны западных коллег. Тем не менее, в СМИ и университетах по-прежнему обсуждается такой феномен ушедшего в прошлое глобализма, как мировые университетские рейтинги. В частности очередная публикация рейтинга британского журнала Times Higher Education (THE).

Его методология на первый взгляд может претендовать на объективность. Критерии оценки разбиты на 4 группы: качество преподавания, исследовательской работы, уровень цитирования научных публикаций и международные связи вуза.

В группе «Преподавание» наиболее значимым фактором является «воспринимаемый [коллегами из других стран] престиж университетов в области организации учебного процесса». Статистический вес этого субъективного параметра равен весу четырёх других, менее расплывчатых. В оценке исследовательской деятельности опросный фактор значит ещё больше – 18 из 30% веса, отведённого для данной категории.

опрос
© Linkedin Sales, unsplash.com

Цена подобных опросов известна: одно доброе слово в адрес русских – и прослывёшь «полезным идиотом Кремля».

Тот же ярлык рискует носить и учёный, который сегодня будет ссылаться на авторитет коллег из страны «победившего тоталитаризма». На такое отважится, пожалуй, разве что что маргинал или человек свободной воли, что сегодня на Западе почти равнозначно. Так что критерий цитируемости, несмотря на использование сложных библиометрических расчётов от экспертов издательского дома Elsevier , тоже сомнителен.

Последний пункт, о международном сотрудничестве, действительно основан на чётких и вычисляемых данных. Он учитывает расчётные доли иностранцев среди студентов, персонала и в публикационном соавторстве. Только о какой корректной оценке можно говорить в текущей геополитической обстановке. По крайней мере, в отношении контактов с Европой и США.

Сбор материала для составления рейтинга THE-2023 официально был завершён в марте 2022 года, спустя неделю после начала российской операции на Украине. Можно себе представить звонки взволнованных респондентов в редакцию журнала с просьбой учесть откорректированную позицию. Хотя уже после 2014 года мало кто осмеливался проявлять лояльность по отношению к России.

Похоже, сегодняшних западных профессоров приходится «держать в узде» угрозами репрессий. Завтра созреют плоды образовательной реформы и на смену несговорчивому преподавательскому корпусу придут убеждённые невежды и соглашатели.

соглашатели
© Jaime Lopes, unsplash.com

«Учение Маркса всесильно, потому что оно верно» - писал Ленин в 1913-м году.

С той же безаппеляционностью сегодняшние американские демократы пытаются перекроить устои образовательной системы своей страны. По данным Fair test (Национальный центр образовательного тестирования в США), более трёх четвертей колледжей и университетов страны отменили в 2022 году для бакалавриата обязательные требования по прохождению вступительных тестов SAT или ACT. Аналог российского Единого государственного экзамена заменяют отнюдь не собственные вступительные испытания в каждом вузе, а всего лишь мотивационное эссе с отражением политической позиции абитуриента, рекомендательные письма из школы и портфолио.

долой книги
Американское высшее образование движется от «меритократии» к «охлократии».

Единственной на сегодняшний день лакуной здравого смысла в университетах США и Туманного Альбиона остаются узкие предметные области в естественных и технических дисциплинах. Здесь гораздо сложнее, чем в общеуниверситетских, отбросить очевидные заслуги конкретных хорошо известных западным учёным российских коллег. Кроме того на предметные рейтинги влияет мнение работодателей, которых не запутаешь политической трескотнёй. В пример можно привести предметный рейтинг британской же компании Quacquarelli Symonds (QS).

Московский государственный университет имени Ломоносова занимает в рейтинге THE-2023 163-е место. Следующий, Московский физтех, попал лишь во вторую сотню, без указания конкретной позиции. Минобрнауки РФ, конечно, может снова, как с «Проектом 5-100» кинуть десятки миллиардов рублей на повышение престижа отечественной высшей школы в глазах мирового сообщества, но результат априори известен. После выхода России из Болонской системы подобный «реверанс» выглядел бы даже странно. Тем более что на самом Западе к таким рейтингам уже относятся с глубоким скепсисом. Примерно как к Всемирной торговой организации и Международному валютному фонду.