Перейти к основному содержанию

Школьники из России и Белоруссии обсудили перспективы рационального природопользования в Санкт-Петербургском горном университете

Школьники
© Форпост Северо-Запад

В Горном университете прошла Всероссийская проектная сессия для школьников «Сохранение природного и культурного богатства России» под эгидой Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. В город на Неве приехали 115 учащихся из 19 регионов нашей страны, из них 7 – из Белоруссии. Они приняли участие в двух международных форумах, встретились с экспертами в области природопользования и охраны окружающей среды, решили ряд прикладных экологических задач и сделали первые шаги к старту карьеры.

Сегодня Евросоюз позиционирует себя как центр борьбы с климатическими изменениями, делая акцент, прежде всего, на строительство ветропарков и солнечных электростанций. Западная молодежь растет в полной уверенности, что человечество уже сегодня способно отказаться от использования ископаемого топлива, а единственная причина, по которой этого не происходит – отсутствие политической воли. Тот факт, что углеводороды лежат в основе всей современной цивилизации и, лишившись их, население планеты вернется в каменный век, целиком и полностью игнорируется.

Да и может ли быть иначе? Деструктивное влияние социальных сетей и падение престижа высшего образования в последнее время изменили ментальность жителей Старого Света до неузнаваемости. Школьники, например, искренне считают гораздо более важным, чем посещение уроков, участие в митингах «Пятницы ради будущего». Эта акция, которую в августе 2018 года впервые провела у Шведского парламента Грета Тунберг, в ЕС сегодня крайне популярна. Более того, многие взрослые, в том числе, учителя, даже приветствуют прогулы ребят, раз уж они направлены на достижение благой цели. Никаких результатов, правда, это не приносит: за последние два года Европа на 20% увеличила потребление угля на своих ТЭЦ, то есть эмиссия парниковых газов с ее территории априори выросла.

В нашей стране все обстоит несколько иначе. Классы по пятницам не пустуют, а на государственном уровне реализуется рациональная стратегия снижения негативного антропогенного воздействия на природу. Идет социальная газификация, строятся, пусть и не такими темпами, как в Европе, ветропарки и солнечные электростанции, потребление угля остается на стабильном уровне – его объем почти в 3,5 раз меньше, чем в ЕС. Российская молодежь, которая не меньше своих западных ровесников стремится к природосбережению, в целом понимает необходимость сбалансированного энергетического уклада, который с одной стороны гарантировал бы энергобезопасность, то есть постоянное наличие в сети сравнительно недорогого электричества, а с другой – постепенное снижение негативного воздействия на природу.

Школьники
© Форпост Северо-Запад

Проектная сессия, которую организовал Санкт-Петербургский горный университет, собрала на своей площадке ребят, в том числе, воспитанников учебных заведений Российской сети Ассоциированных школ ЮНЕСКО, которые не только имеют представление о наиболее насущных экологических проблемах, но и готовы усердно учиться ради того, чтобы в будущем, после получения диплома о профильном образовании, лично принять участие в их разрешении. Об этом они написали в своих мотивационных письмах, лучшие авторы получили приглашение в город на Неве. Эксперты оценивали опыт участия в эколого-просветительских мероприятиях, волонтерстве, олимпиадах и конкурсах, а также прочей деятельности, связанной с темой экологии.

«Для меня толчком к подаче заявки стало то, что сессию проводит Санкт-Петербургский горный университет. Это не только вуз с почти трехвековой историей, но и кузница квалифицированных специалистов по направлениям, которые мне интересны, в том числе, рациональному природопользованию и охране недр. Многие из нас хотят поступать сюда, так что сессия помогла сориентироваться и сделать первые шаги в направлении будущей профессии. Кроме того, участие в мероприятии помогло мне углубиться в тематику и почерпнуть новые полезные знания по экологической проблематике, которые я, несомненно, буду использовать в своих проектах», – делится мотивацией к участию ученица из Москвы Софья Попова.

Школьники
© Форпост Северо-Запад

По словам организаторов, основной целью было знакомство подрастающего поколения со всемирным природным наследием ЮНЕСКО, в первую очередь, на территории нашей страны. Особенно важным было то, что ребята из разных регионов России: Ханты-Мансийского автономного округа, Республик Башкортостан и Татарстан, ДНР, Мурманской области и многих других, смогли увидеть и осознать масштабы природных и культурных богатств страны.

В рамках проектной сессии школьники провели в городе на Неве несколько насыщенных работой дней. Сперва, чтобы ребята познакомились, научились принимать коллективные решения, а также приобрели новые знания, для них провели командообразующую викторину на тему природопользования. Участники узнали больше о сфере и методах работы ЮНЕСКО, основных достопримечательностях, входящих в состав Всемирного наследия, и выдающихся людях, не на словах, а на деле боровшихся за сохранение экосистем.

Затем они посетили Санкт-Петербургский конгресс «Профессиональное образование, наука и инновации в ХХI веке», который прошел в конгрессно-выставочном центре «Экспофорум», а также Международный форум «Природопользование и сохранение всемирного природного наследия» в МФК «Горный». Эта конференция была посвящена 50-летию Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия и объединила делегатов из 70 стран мира.

Школьники
© Форпост Северо-Запад

«Ребята получили уникальную возможность побывать на мероприятиях международного уровня и практически на равных обсудить со статусными экспертами ряд злободневных тем. В частности, понять, что недропользование – это в любом случае воздействие на экосистему. При этом мы не можем не добывать природные ресурсы, они лежат в основе устойчивого развития всего человечества. Значит, разговоры о необходимости сиюминутного запрета на добычу углеводородов или других полезных ископаемых деструктивны. Но в то же время нам нужно приложить все силы к тому, чтобы сократить техногенное воздействие, сделать его минимальным за счет повсеместной рационализации природопользования. Мы надеемся, что участие в сессии помогло ребятам увидеть свои профессиональные перспективы, спланировать будущее, а главное – осознать, что они могут изменить мир к лучшему», – комментирует организатор проектной сессии, начальник отдела Центра ЮНЕСКО Ольга Бочкова.

Она также отмечает, что организаторы стремились не только помочь ребятам почувствовать себя увереннее на старте карьеры, но и способствовать повышению в их глазах престижа профессии горного инженера и, в целом, минерально-сырьевого комплекса. И им это удалось: Горный университет произвел на учащихся неизгладимое впечатление, многие задумались о поступлении в старейший технический вуз в стране. Познакомиться с университетом получше они смогли в рамках интерактивного квеста, а углубиться в тематику им помог кейс-чемпионат на тему рационального использования водных ресурсов.

Школьники
© Форпост Северо-Запад

«Важнейшим итогом участия в проекте для меня стало знакомство не только с экспертами из сферы природопользования, но и ровесниками со всей России, которые, как и я, обладают огромной мотивацией менять мир к лучшему, а главное, полны идеями, как именно это можно сделать. Найти единомышленников, особенно на старте карьеры – очень ценно, поэтому я уверена, что теперь мы будем идти рука об руку», – говорит Софья Попова.

Кроме посещения форума, визит школьников в Санкт-Петербург предполагал и обширную культурную программу, включающую обзорную экскурсию с акцентом на центр города, как объект культурного наследия. Они также посетили Музею-усадьбу Ильи Репина «Пенаты», Екатерининский дворец и музей Горного университета – третью по величине естественно-научную экспозицию мира.

«Я благодарен организаторам проектной сессии и Горному университету за возможность, помимо прочего, посетить Санкт-Петербург. Здесь я очутился впервые, поэтому экскурсия по историческому центру города, который представляет собой единый объект всемирного наследия ЮНЕСКО, конечно же, оставила потрясающее впечатления. Кроме того, для меня было важно побывать на двух конференциях международного уровня, где я увидел, что вопросы сохранения природы и рационального использования ресурсов действительно волнуют экспертов. Это послужило дополнительной мотивацией к тому, чтобы самому начать делать первые шаги в области ответственного природопользования и углубиться в экологическую тематику», – делится впечатлениями и планами учащийся школы в Донецке Егор Бугаев.

Школьники
© Форпост Северо-Запад

Напомним, основной темой Международного форума «Природопользование и сохранение всемирного природного наследия» стала консолидация человечества ради минимизации техногенной нагрузки на природу. В том числе, необходимость увеличивать число инженеров в развивающихся странах и обеспечивать их профессиональный рост. Ведь специалисты, которые понимают особенности природопользования, транспортировки ресурсов и всей цепочки их переработки, необходимы, чтобы монетизировать инертный природный капитал с минимальным ущербом для экосистем.

МФК
Его лейтмотивом стала идея о том, что человечество должно консолидироваться ради минимизации техногенной нагрузки на природу