
В понедельник, 12 декабря, из Санкт-Петербурга в Антарктиду в рамках 68-ой РАЭ должна была вылететь группа ученых Горного университета и ААНИИ. Однако из-за погодных условий рейс в Кейптаун оказался перенесен. В связи с этим научно-экспедиционное судно «Академик Федоров», которое стоит сейчас у Мыса Доброй надежды, пока останется на якоре, его отправление на Белый материк также отложено.
В нынешнем сезоне на российскую научную станцию «Восток», где была зафиксирована самая низкая в мире температура за всю историю метеонаблюдений – минус 89,2 °C – планируют прибыть 12 человек, восемь из которых представляют Санкт-Петербургский горный университет, а четверо – Арктический и Антарктический НИИ. Одна из приоритетных задач 68-ой РАЭ – подготовка нового поколения специалистов, которые будут воплощать в жизнь отечественные научные проекты в Антарктиде в ближайшие десятилетия. Поэтому пятеро полярников-горняков – молодые ученые до 30 лет. В преддверии поездки всем участникам экспедиции были вручены гранты Горного университета на суммы от 1 млн 600 тысяч до 1 млн 800 тысяч рублей в дополнение к заработным платам.
Сфера научных интересов исследователей, само собой, связана с бурением ледников. Так, аспирант Дмитрий Васильев работает над усовершенствованием процесса транспортировки шлама, возникающего при разрушении верхних горизонтов. Дело в том, что в экстремально холодных условиях Центральной Антарктиды на высоте нескольких километров над уровнем моря таяния снега и его обратной трансформации в лед практически не происходит. На глубине до 120 метров он представляет собой слой фирна, при бурении которого и образуется ледяной шлам, который необходимо эффективно удалить из скважины.
«Для решения этой проблемы в Горном университете разработали инновационный метод проходки верхних горизонтов, особенность которого – очистка забоя продувкой воздухом. В нынешнем сезоне РАЭ нам предстоит провести экспериментальные исследования "в поле" – в районе станции Восток и найти наиболее эффективные параметры оборудования для бурения. В частности, испытать различные конструкции шламосборных фильтров и проверить влияние потока воздуха на эрозионное разрушение снежно-фирнового керна», – пояснил Дмитрий Васильев.
Ещё одна инновация – применение теплового способа бурения с возможностью расширения диаметра ствола скважины на определенной глубине. Она может быть полезна в ряде случаев, например, при поломке оборудования и необходимости отклониться от аварийного участка. Также технологию можно использовать для бокового отбора керна, при котором на поверхность поднимают образец из стенки скважины.
«Идея разработки – объединение процесса контактного бурения плавлением и конвективного расширения, то есть подогрева воды и передачи посредством нее тепла от источника к ледяному массиву, и его плавления. Одно из ее преимуществ – простота и надежность конструкции, необходимость которых продиктована большой глубиной скважин», – пояснил аспирант Данил Сербин.
Напомним, что на прошлой неделе в Арктическом и антарктическом научно-исследовательском институте прошла пресс-конференция, посвященная ключевым задачам 68-ой РАЭ. Одна из них – извлечение с глубины свыше трех с половиной километров льда возрастом около 1 миллиона лет.