
В конце февраля на «Форпосте» была опубликована резонансная статья «Найдено решение проблемы буллинга в российских школах». Инфоповодом к ней стало предложение зампреда комитета Госдумы по просвещению Яны Лантратовой о передаче классным руководителям дополнительной функции школьного психолога. Стране сегодня не хватает 55 тысяч таких специалистов, и классные руководители смогли бы восполнить дефицит - случаев травли несовершеннолетних со стороны сверстников, как считает депутат, стало бы меньше.
С момента выхода статьи прошло более двух месяцев. Острота обсуждения методов борьбы с растущим психологическим насилием в школах обострилась, как и сама проблема. К поиску путей борьбы с буллингом подключилась Генпрокуратура РФ. Глава ведомства, Игорь Краснов, предложил разработать нормативный механизм разрешения конфликтных ситуаций в школах.
Краснов уверен, что для эффективного «раннего купирования» случаев травли несовершеннолетних нужно перевести алгоритмы реагирования на подобные инциденты из плоскости методических рекомендаций в сферу нормативного регулирования, то есть сделать их обязательными для исполнения.
У «Форпоста» накопилось достаточно много откликов учителей, детских психологов и родителей на наш февральский материал по проблеме буллинга. Часть из них перекликается с мнением главы Генпрокуратуры. Правда, спектр радикальности весьма широк – от комплексной нормативно-правовой работы до совершенно неприемлемого сегодня возврата к телесным наказаниям школьников.
Другие – в духе одной из пяти главных задач школьного образования на 2024 год, сформулированных профильным министерством Китайской народной республики: «создать эффективную систему обратной связи школы с семьей и общиной, в том числе через механизм подачи жалоб». Кто-то уповает на «мягкую силу».
Мы отобрали наиболее интересные читательские предложения по исправлению ситуации, сгруппировали, и предлагаем в виде анонимных цитат. Подобный мозговой штурм как минимум не навредит.
Освобождённый классный руководитель или омбудсмен
«Классным руководителем должен быть педагог-психолог, освобождённый от преподавания, у которого будет время заниматься учениками. А если все свалить на учителя, и предметы, классное руководство и психологическую помощь, то все убегут из школы.
«Если бы в школьной системе существовали сколько-нибудь приличные денежные оклады, то классных руководителей можно было бы перевести на полставки. Тогда они смогли бы посещать уроки в своём классе, следить за поведением учеников, и у них наконец-то появилось бы время для общения с родителями»
«Нужен независимый от администрации школы омбудсмен. Он бы постоянно находился в учебном заведении, и к нему любой ребёнок мог бы обратиться с жалобой».
Регламент и наказания
«Пусть за каждый случай буллинга родители виновника штрафуются на ту же сумму 5000 рублей, которую Минпросвещения собирается добавлять к зарплате классных руководителей за психологическое совместительство. Главное, чтобы деньги шли в пользу пострадавшего лица. Буллинг, как правило, это массовое мероприятие. Так что штрафа со всех участников травли хватит жертве на модную одежду, гаджеты и репетиторов»
«Нужно ввести балльную систему оценки поведения учеников, и чтобы эти баллы влияли потом на всю их дальнейшую жизнь: поступление в вуз, получение грантов, трудоустройство и так далее»
«У школы нет инструментов для наведения порядка. Ей необходимы законные алгоритмы работы с детским и родительским беспределом. Ввести конкретную систему наказаний, так как одними увещеваниями проблему не решить. И это только часть общей работы с малолетней преступностью».
«Виновники буллинга должны, как в советское время, направляться в коррекционные школы, и никаких школьных психологов не понадобится».
«Нужно вводить наказания: ответственность родителей, штрафы, даже исключения из школы в крайних случаях. Сегодня ученик разговаривает матом с учителем, а мы ему только пальцем грозим. А он смеётся над нами»
«Поможет отраслевой регламент с определением прав, обязанностей и ответственности участников учебного процесса. В нем обязательно отразить личную ответственность участников буллинга с учетом возраста и проступка. Вплоть до исключения, с выдачей аттестата о неполном среднем образовании, что должно означать прекращение обучения за государственный счет. Кроме этого, ответственность должностных лиц за непринятие конкретных мер, указанных в регламенте»
«Мягкая сила»
«Неопытные, обученные только ради получения дополнительных выплат, учителя-психологи никак не повлияют на буллинг. Нужно ограничить демонстрацию насилия, в том числе психологического, в СМИ и в интернете. Больше фильмов и телепередач о доброте, сочувствии, уважении»
«При СССР психологов не было. Воспитывали через пионерскую дружину, комсомольскую организацию. Виновнику травли приходилось общаться не только с классным руководителем, директором или завучем, но и с более сознательными сверстниками. Это было эффективно».