Перейти к основному содержанию

Какой абитуриент предпочтительнее для вузов – стобалльник ЕГЭ или призёр олимпиад

аудитория
© pixabay.com

«Медицинский Сеченовский предуниверсарий» (специализированная средняя школа для старшеклассников при Сеченовском университете) вновь стал лидером среди российских школ по конкурентоспособности выпускников в рейтинге «РАЭКС-Аналитика». Он выпустил в 2024 году больше всех в стране 100-балльников ЕГЭ по химии и биологии.

Эта победа стала хорошим эпилогом к недавней истории с одноимённым университетом (Московский государственный медицинский университет имени Сеченова). Там «звёзды» ЕГЭ сошлись в конкурентной битве с победителями и призёрами школьных олимпиад, которым поступление на первый курс было гарантировано. Таких абитуриентов на специальности «лечебное дело» в Сеченовке после зачисления льготников и целевиков оказалось почти вдвое больше остатка свободных бюджетных мест.

Университету ничего не оставалось, как ввести для олимпиадников дополнительный критерий ранжирования – результат ЕГЭ по…русскому языку. В конечном итоге с помощью Минобрнауки РФ вуз смог отменить этот избыточный фильтр и зачислил на первый курс всех олимпиадников. Однако проблема системна: отдельные вузы, в особенности медицинские (из-за традиционно высокой доли поступающих с договорами целевого обучения) подняли конкурсную планку до уровня, когда даже 100-балльники остаются за бортом.

студентка
© Niclas Gustafsson, unsplash.com

По данным «РАЭКС-Аналитика» в Сеченовском предуниверсарии 7% олимпиадников. Это не самая высокая доля, зато он лучше других по результатам ЕГЭ. Школа №144 Красноярска по конкурентоспособности в медицинском направлении стоит ниже – на 10-м месте в стране, но там 78,1% учеников являются победителями или призёрами олимпиад. Родители именно этой школы опубликовали открытое письмо с требованием восстановить справедливость с поступлением в Сеченовку.

Так кто же всё-таки ценнее для университетов, 100-балльники ЕГЭ или победители олимпиад?

По данным Рособрнадзора в 2024 году 100 баллов на Едином государственном экзамене получили 9532 человека. Победители и призёры Всероссийской олимпиады школьников и других олимпиад из перечня гарантированного зачисления составили около 2% общего вузовского набора на бюджетные места – это 12,4 тысячи человек.

Олимпиадников в стране больше чем 100-балльников. Возможно, на этом основании Минобрнауки РФ внесло предложение сузить для них порог входа в университеты без экзаменов. Гарантия зачисления может сохраниться в будущем году для победителей и призёров олимпиад школьников только за 11 класс и только для олимпиад 1 и 2 уровня (они проводятся с участием представителей не менее чем из 10 регионов страны). Третий уровень (участие 5 регионов) предлагается исключить. Кроме того, может появиться общефедеральная квота – максимум 70% абитуриентов поступят без вступительных испытаний по каждому направлению подготовки и специальности.

красный свет
© Paul Volkmer, unsplash.com

Представим себе ситуацию: в высшей степени одаренный школьник выиграл в прошлом году всероссийскую олимпиаду для 10-классников по литературе (она в списке на поступление без экзаменов на факультет журналистики МГУ), а в олимпиаде за 11 класс уже не участвовал. Подтягивал знания по непрофильным для себя предметам школьной программы ради гармоничного развития и на досуге посвящал время ведению собственного интернет сообщества в области русской словесности.

Если предложение Минобрнауки обретет нормативную силу, гарантии зачисления у такого абитуриента уже не будет, а к идеальной сдаче ЕГЭ он себя не готовил. Его образовательные планы, скорее всего, не осуществятся.

На журфак придут 100-балльники, некоторые из которых потом не смогут даже на тройку написать стандартный диктант для первокурсников. Подобное произошло на журфаке МГУ в 2020 году: зачёт из 15 стобалльников смогли получить только 5 человек. Причина в том, что глубокое изучение правил орфографии и пунктуации и заучивание ответов на типовые вопросы ЕГЭ – это несколько разные задачи.

абитуриентка
В этом году более половины набора на первый курс российских вузов составляют отличники по ЕГЭ. Можно ли на этом основании утверждать, что большинство первокурсников имеют блестящее школьное образование?

ЕГЭ проверяет качество базовых знаний школьной программы. Без такой базы в вузе делать нечего. Участие в олимпиадах, по крайней мере, начиная с регионального этапа, предполагает выход за рамки школьной программы в сферу науки. Такие студенты вузам тоже нужны, особенно на специальностях с прицелом на дальнейшую исследовательскую работу.

Какая из двух категорий абитуриентов более предпочтительна? Мнения на этот счёт в образовательных чатах разделились.

Кто-то заявляет: «олимпиадники втрое лучше стобалльников».

Другие возражают: «победу в олимпиаде, конечно, можно считать свидетельством выдающейся сообразительности и скорости мышления, однако она не гарантирует успешного окончания университета и высокого качества работы по своей специальности».

Едва ли можно найти универсальный ответ в этом споре. Как и вычислить оптимальную для всех университетских специальностей общефедеральную квоту на зачисление олимпиадников.

Порядок приёма в действующей редакции даёт им возможность «устанавливать соответствие образовательных программ (специальностей, направлений подготовки, укрупненных групп) профилям олимпиады (по одному или нескольким профилям) для предоставления права на прием без вступительных испытаний». Кроме того учебные заведения наделены правом вводить дополнительные «общеобразовательные вступительные испытания», соответствующие профилям олимпиады.

По мнению ряда экспертов, существующей нормативной базы вполне достаточно для регулирования структурных перекосов приёмной кампании на уровне каждого отдельного вуза, без введения дополнительных федеральных лимитов.