Британия может отказаться от концентрации усилий на развитии элитарной группы глобальных университетов (world-class university). В своё время эта концепция была навязана многим странам, в том числе и России. Её оппонентом сегодня выступает Университет Лондона. Британский аналитический центр в области высшего образования HEPI опубликовал его доклад «Долой университеты мирового класса: как наши бизнес-модели наносят ущерб всеобщему высшему образованию».
Россия, как мы знаем, свернула подобный проект «5-100» ещё в 2020 году. Он стал хорошей, правда, очень дорогостоящей, прививкой от слепого копирования иностранных концепций. Сегодня, с выходом британского доклада, рушится ключевой плацдарм тиражирования ложной модели университетского развития.
Университет Лондона в британской вузовской системе как раз относился до последнего времени к пулу «избранных». Сегодня он оказался в числе учебных заведений с наибольшими финансовыми проблемами. Министр образования Великобритании Бриджит Филлипсон настроена жестко (цитата по изданию The Guardian):
«Университетам, испытывающим серьезные финансовые трудности, не следует ожидать государственной помощи, несмотря на потери тысяч рабочих мест, закрытие курсов и даже банкротства».
Исследователи в области образования Университета Лондона задумались о причинах кризиса и пришли к выводу, что прежняя модель World-class university совершенно не отвечает потребностям сегодняшнего дня.
Автор доклада, директор Голдсмита (независимое подразделение Университета Лондона, специализирующееся в том числе на исследованиях в области образования) профессов Френсис Корнер приводит цитату гендиректора Microsoft AI Мустафы Сулеймана:
«Широкое внедрение искусственного интеллекта во все сферы жизни может принести больше страданий, чем выгод. Если не провести масштабную переподготовку уязвимых групп населения. Люди должны хорошо понимать риски и возможности новых технологий».
Это ещё один аргумент в пользу идеи непрерывного профессионального развития через обучение в течение всей жизни. Более того, Университет Лондона выдвигает тезис, что «для победы в гонке между технологиями и образованием» уместно вести речь о всеобщем доступе к вузовскому образованию.
Экономическая теория спроса и предложения гласит: рост рыночного предложения оказывает понижающее влияние на цену единицы товара. Переложим её на реалии образования и получим очевидный вывод: увеличение доли людей с университетскими дипломами при прочих равных условиях снижает материальную отдачу от высшего образования. При достижении всеобщего высшего образования средняя зарплата его обладателей естественным образом станет общей средней.
В таких условиях определяющим фактором конкуренции на рынке труда станет не факт наличия университетского диплома, а качество образования, которое за ним стоит. Вопрос в том, как достичь высокого качества и насколько массовым может быть такое образование.
Модель ускоренного развития избранной группы ведущих университетов, представляющих ту или иную страну в университетских рейтингах, была сформулирована в книге Джамиля Салми и Филипа Альтбаха «Дорога к академическому совершенству Становление исследовательских университетов мирового класса» (2011 год). Она базируется на постулатах Генерального плана развития высшего образования Калифорнии 1960 года, среди которых глобальная преподавательская мобильность и «гиперконцентрации государственного финансирования» в пользу узкого круга университетов.
«Калифорнийская идея имела непредвиденные последствия за пределами США. Япония, Китай, Индия, Германия и ряд других стран разработали программы для борьбы за статус университетов мирового класса, оцениваемый по таблицам глобальных рейтингов. Примечательно, что была принята только часть модели. Принципиальное отличие университетов мирового класса в США состоит в поддержании прочных коммерческих связей с основными отраслями промышленности. Без этой связи бизнес-модель «мирового класса» - это просто гонка за престижем с низкой общей отдачей от инвестиций» – говорится в докладе Лондонского университета.
«Наше увлечение моделью «университетов мирового класса» имело негативные системные последствия, истощая ресурсы широкого сектора высшего образования» – констатируют британцы.
Доклад Лондонского университета опубликован HEPI 29 августа текущего года. Почти за полтора года до этого в РФ вышел президентский указ, давший старт пилотному проекту совершенствования вузовской системы. В нём устранена главная ошибка модели «университетов мирового класса» – восстановлен приоритет тесной связи вузов с реальной экономикой.
Мы имеем возможность убедиться в наличии такого симбиоза по отзывам представителей крупных российских компаний, уже подключившихся к участию в проекте в качестве индустриальных партнёров Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II.