Перейти к основному содержанию

Берегись автомобиля: можно ли посадить за руль 16-летних подростков в России

Спидометр
© pixabay.com/qimono

На этой неделе в российских СМИ вновь обсуждали снижение возрастного порога для получения водительских прав — депутат муниципального образования Шушары в Петербурге Михаил Ветров выступил с инициативой о допуске 16-летних подростков к управлению авто или мотоциклом, и направил это предложение начальнику ГАИ России Михаилу Черникову. В своём обращении мундеп отметил, что в РФ наблюдается «возрастающая автомобилизация», а со стороны общества есть запрос на «либерализацию норм допуска к управлению личным автотранспортом». По словам Ветрова, вождение несовершеннолетних связано с рисками, однако их можно избежать, приняв ряд мер.

Аналогичная практика уже существует в ряде зарубежных стран. Например, в некоторых штатах США управлять транспортом можно даже не с 16-ти, а с 14 лет. Подобные правила действуют в Арканзасе, Северной и Южной Дакоте, а также Вайоминге. В большинстве других штатов подростки могут садиться за руль с 16 лет и на них не распространяются дополнительные ограничения по скорости, однако действует ряд мер, связанных с количеством несовершеннолетних пассажиров в авто и временем суток для вождения.

В Европе получать права в этом возрасте разрешает правительство Франции, Швеции и Эстонии. С 17-ти законно стать водителем можно в Исландии, Италии, Великобритании, Сербии и других странах.

При этом в одном из государств возрастные ограничения для вождения более строгие, чем в РФ. Так, в Гибралтаре получить права разрешается лишь с 19 лет. Большинство же стран мира придерживаются наиболее распространённой практики и позволяют несовершеннолетним управлять авто с 18-ти — эта норма действует более чем в 120 государствах.

Дискуссия по этому поводу в России продолжается уже несколько лет. Однако, по мнению экспертов, с которыми пообщался «Форпост», эту идею вряд ли можно реализовать из-за целого ряда факторов. Так, по словам депутата Законодательного собрания Петербурга от фракции «Единая Россия» Алексея Цивилёва, принимать данные нововведения — пока преждевременно, и для их реализации необходимо менять концепцию обучения в автошколах в целом.

Парламентарий отметил, что соответствующие нормы устанавливает правительство РФ, поэтому авторам этой инициативы необходимо обращаться непосредственно к премьер-министру страны Михаилу Мишустину. Парламентарий подчеркнул, что, согласно статистике автошкол, множество ДТП с трагическими последствиями фиксируется именно с молодыми водителями и, исходя из психологической устойчивости таких шофёров на дороге, сажать их за руль в столь юном возрасте может быть опасно. Депутат добавил, что подобные нововведения могут резко повысить «уровень дорожно-транспортного травматизма, в том числе с тяжёлыми последствиями».

«К сожалению, об этом говорит статистика именно от тех людей, которые только получили права и сразу сели за руль, и с этим нужно работать, в том числе с программами автошкол. Пока мы к этому не готовы. <…> Пока говорить об этом нововведении преждевременно, нам нужно менять программы автошкол для таких нововведений. Там будут вводиться, скорее всего, какие-то тренинги психологической устойчивости», — подчеркнул Цивилёв.

Он также добавил, что за действия 16-летних шофёров частично будут нести ответственность их родители — вплоть до наступления совершеннолетия. Тем более, что и в настоящее время для сдачи экзамена по вождению подросткам необходимо предъявить разрешение их законных представителей.

По мнению автоэксперта Дмитрия Попова, 18 лет — это самый оптимальный возраст для управления машиной, поскольку к этому времени будущий водитель уже подошёл «к рубежному значению определённых социальных циклов»: завершил обучение в школе или колледже, подготовился к поступлению в вуз или даже окончил первый курс. Кроме того, к 18-ти молодые люди уже проходят период полового созревания, что также значительно влияет на «психику и социалку».

«Как вам видится школьник, который в 16 лет получил водительское удостоверение и приезжает в школу на учёбу на автомобиле? Не говоря уже о том, что с социально-психологической точки зрения все люди разные. Мы знаем примеры, когда человек в 26, 27 или 28 лет по психологическим и прочим поведенческим признакам находится в категории того, что называется инфантильность, то есть детское поведение во взрослом состоянии, и он не готов к управлению транспортным средством. При этом мы знаем примеры, когда наоборот, в раннем возрасте — в 18, 16 или 15 лет — граждане демонстрируют социально-ответственное поведение. Но с точки зрения возрастного рубежа, чем ближе мы находимся к моменту их рождения, тем шансов, что мы будем иметь дело с инфантильно-девиантными субъектами, больше. Поэтому сдвижение возраста выдачи водительского удостоверения на два года не сулит ничего хорошего, кроме как увеличения количества проблем на дорогах и не более того», — подчеркнул Попов.

Специалист также отметил, что данная идея «реанимируется» в РФ примерно раз в два года, однако из раза в раз опускается. Эксперты обсуждали в том числе возможность сопровождения несовершеннолетних водителей взрослыми, однако этому предложению не стоит придавать «серьёзного значения».

«Во-первых, кто и как будет определять: а взрослый, который находится справа, он действительно является социально-ответственной персоной, или он такой же инфантильный субъект, как и тот, кого он посадил за руль? Второе — был акцент на том, чтобы сажать на пассажирское взрослого с определённым стажем вождения. Но осмелюсь напомнить, что в российском законодательстве стаж управления транспортным средством определяется по дате выдачи водительского удостоверения, а не самого вождения, и такой стаж ничего не показывает. И третье: есть постановление пленума Верховного Суда, которое говорит о том, что водителем является лицо, которое находится за рулём, то, которое управляет транспортным средством. Поэтому нахождение справа некоего человека с каким-то мистическим стажем управления транспортным средством не даёт ничего совсем. Как с юридической, так и социально-психологической точки зрения это несостоятельная история», — отметил специалист.

Автоэксперт, руководитель школы водительского мастерства «Автодром» Александр Львов в свою очередь подчеркнул, что в случае реализации идеи должен быть введён и «некий механизм контроля» через родителей. При этом, по его мнению, нет необходимости менять принципы обучения будущих несовершеннолетних водителей в автошколах. Однако Львов отметил, что в программу можно добавить экстремальные тренировки на площадке.

«Я бы, наверное, предложил в процессе обучения акцентировать внимание именно на практической части: час или два проводить на специальных площадках, на которых можно сымитировать опасные ситуации, чтобы посмотреть, как тот или иной водитель будет себя вести. Это же касается и взрослых. Потому что зачастую ты едешь в комфортном движении, всё здорово, но, если случается какая-то ситуация, при которой тебе нужно принять единственно верное решение, многие просто боятся его принимать, потому что думают, что машина перевернётся, потеряют контроль или что-то ещё. Поэтому в этом плане курсы, например, часовой или двухчасовой контраварийной подготовки, сильно улучшили бы восприятие опасной ситуации», — добавил автоэксперт.

Львов также отметил, что при принятии нововведений, связанных с юными водителями в России, необходимо ориентироваться на опыт других стран и «сделать ровно так же». При этом, по его мнению, нет смысла вводить ограничения по типу запрета на выезд шофёрам-подросткам за пределы Петербурга или Ленобласти.

Отметим, в настоящее время в России действует следующая система получения водительского удостоверения: с 16-ти молодые люди могут записаться в автошколу и пройти как теоретическое, так и практическое обучение по управлению мотоциклом и автомобилем. С этого же возраста подростки могут сдать экзамены на категорию М (мопеды и лёгкие квадрициклы) и подкатегорию А1 (лёгкие мотоциклы). Категории B (легковые автомобили, внедорожники, пикапы и минивэны), C и C1 (грузовики) доступны гражданам с 17 лет, однако получить такие удостоверение и начать выезжать на дорогу можно будет лишь по достижении совершеннолетия. Верхней возрастной границы для вождения в России нет.

Напомним, в минувшем июне в РФ также поднимали вопрос о максимально допустимом возрасте для автомобилистов. Так, участники движения «Ветераны России» обращались в МВД России с предложением запретить водить гражданам старше 70 лет, однако инициатива не получила поддержки.