
В Санкт-Петербургском горном университете императрицы Екатерины II состоялась рабочая встреча ректора вуза Владимира Литвиненко и главы Луганской Народной Республики Леонида Пасечника. Основной повесткой мероприятия стало развитие инженерного образования на территории ЛНР в контексте ее экономического развития.
Сегодня Республика испытывает острую нехватку инженерных кадров. В частности, одному из крупнейших промышленных предприятий региона, «Алчевскому металлургическому комбинату», для нормальной работы необходимо 14 тысяч сотрудников, а фактическая штатная численность - только 11 тысяч человек.
Традиционно кузницей кадров для комбината, как для всего индустриального комплекса республики, выступает Донбасский государственный технический институт. Однако полученные в результате бомбежек разрушения инфраструктуры вуза и длительное обучение студентов в исключительно дистанционном режиме нанесли серьезнейший вред всему образовательному процессу.
О своей готовности поддержать луганских коллег, которые должны вернуть себе статус ведущего областного центра по подготовке инженеров, Владимир Литвиненко заявил еще в 2022 году по итогам встречи с ректором ДонГТИ. Тогда Дмитрий Вишневский посетил город на Неве, ознакомился с научно-образовательными возможностями первого технического вуза России и рассказал о текущих проблемах учреждений высшей школы ЛНР. Санкт-Петербургский горный университет на тот момент уже активно помогал Донецкому национальному техническому университету и в том же ключе выстроил сотрудничество с ДонГТИ.
За этот период более 70 преподавателей алчевского вуза окончили курсы повышения квалификации с последующей аттестацией. 150 студентов и аспирантов прошли обучение в рамках летних школ, краткосрочных семинаров, специальных образовательных программ.
Следующим вопросом стало внедрение опыта Горного университета по модернизации высшего образования на территории Луганской Народной Республики. Первое обсуждение новой модели подготовки инженеров между сторонами состоялось на полях ПМЭФ-2024.
Сегодня с учетом накопленного петербуржскими горняками опыта и текущей социально-экономической ситуации в регионе реализация новой системы образования приобрела конкретные направления работы. Вектор движения определен. Решения по механизмам внедрения и срокам будут приняты в ближайшее время.
В этом аспекте отдельно на встрече был поднят вопрос школьного образования и, прежде всего, обучение молодого поколения таким ключевым для будущих инженеров предметам как математика, физика, химия. Проблема с подготовкой школьников в ЛНР стоит достаточно остро, и предложения Горного университета по совершенствованию довузовского образования также весьма актуальны. Например, это касается стандартизации и унификации школьных программ, подготовки единых учебников по каждому предмету.
«Цель школьного образования – это намного большее, чем успешное освоение школьником учебной программы по всем предметам в рамках государственных стандартов. Выпускник должен выйти из школы со сформированными базовыми основами мировоззрения, овладеть системой взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нем человека. Неважно, где он проживает – в Москве, Алчевске, Архангельске или Иркутске», - подчеркнул Владимир Литвиненко.