
Проводится серия исследований для разработки оптимальной промышленной технологии производства горючего с добавлением в его состав отходов пищевой промышленности.
Подписано соглашение о поддержке грантом Российского научного фонда исследовательского проекта Научного центра «Переработки ресурсов» Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II «Разработка научно-технических основ формирования состава и свойств многокомпонентных углеводородных систем с участием асфальтенов, биокомпонентов и полимерных присадок для создания низкосернистых остаточных судовых топлив VLSFO и ULSFO».
Размер гранта составит 21 миллион рублей на 3 года (по 7 миллионов ежегодно). Это максимальная сумма по условиям данного вида конкурсов (проведение фундаментальных и поисковых научных исследований отдельными научными группами). В 2025 году на конкурс поступила 4491 заявка, поддержано 534 проекта.
Актуальность проекта вызвана в частности понижением с 2020 года величины предельного содержания серы в топливе морских судов до 0,5%. В особых зонах судоходства с ограничением вредных выбросов граница нормы еще ниже – не более 0,1%. Напомним, новый топливный режим введен Международной морской организацией при ООН. Ранее действовали значительно более мягкие экологические требования – до 3,5% серы.
Использованное предприятиями общепита и нуждающееся в утилизации растительное масло не содержит серы, поэтому его включение в состав топлива очень перспективно с точки зрения экологии.
«Санкт-Петербургский горный университет активно проводит исследования по судовому топливу. Бункеровку [использование для заправки судна] биосудового топлива с включением в его состав отработанного растительного масла впервые в России провела компания «Газпром нефть». Для разработки соответствующей технологии промышленного производства необходимо провести ряд исследований. В частности определить оптимальный состав нефтепродуктов для смешивания с биологическим сырьем, провести моделирование составов этих смесей, определить их бактериальный фон, оценить действие различных присадок. Этим мы и займемся в течение ближайших трех лет» – рассказал руководитель проекта исполнительный директор Научного центра «Переработки ресурсов» Вячеслав Рудко.
В состав исследовательской группы проекта вошли не только опытные сотрудники Научного центра, но и 4 студента Горного университета, которые в настоящее время завершают второй курс обучения. Новая модель инженерного образования, которую вуз реализует с 2023 года в рамках президентского пилотного проекта, предусматривает, что на этом этапе студенты переходят от получения общеобразовательных и общеинженерных знаний к дисциплинам по специальности. Участие в работе над актуальным научным проектом даст студентам хороший задел к получению по завершении 6-го курса профессиональной квалификации «Инженер-Исследователь».
Заинтересованность в промышленном внедрении технологии производства нового судового топлива уже выразила компания «Газпромнефть Марин Бункер». Развитие альтернативных топливных сегментов является одним из стратегических направлений деятельности предприятия.
Развитием инфраструктуры сбора и переработки сырья для производства биотоплива «Газпром нефть» займется совместно с Ассоциацией специалистов и предприятий в сфере переработки масложировых отходов. На полях Петербургского международного экономического форума 2025 года стороны подписали соответствующее соглашение о стратегическом партнерстве.
Напомним, в 2021 году на кафедре Химических технологий и переработки энергоносителей Санкт-Петербургского горного университета получены синтетические присадки, значительно улучшающие низкотемпературные свойства топлива. Их использование позволит снизить себестоимость производства зимних и арктических марок судового топлива на 20-25%.