Перейти к основному содержанию

Московские учёные создали новую интеллектуальную систему управления летательным аппаратом

автопилот МАИ
© МАИ

Разработка представлена на Международном военно-техническом форуме «Армия-2022», который проходит под Москвой 15-21 августа.

В пятницу, 19 августа, стало известно, что исследователи Московского авиационного института (МАИ, участник консорциума «Недра») разработали адаптивную систему управления летательным аппаратом. Она сможет справляться с внештатными ситуациями на борту с недостижимой для пилота скоростью. Система актуальна для сверхзвуковых и дозвуковых самолётов, вертолётов и возвращаемых космических аппаратов, сообщает пресс-служба вуза.

В основе разработки лежит принцип онлайн-аппроксимации модели движения воздушного судна. Это метод приближения, при котором происходит упрощение массива данных через замену одних математических объектов анализа другими. Адаптивная система способна реагировать, например, на отказ датчиков, приводов, стабилизаторов в самолёте в течение 0,2-0,3 секунды. Пилоту же требуется 4-5 секунд на распознание проблемы и ещё 3-4 секунды на принятие решения о своих действиях.

«Настройка параметров системы управления происходит постоянно на протяжении всего полёта. После распознавания проблемы алгоритм перенастраивает все параметры системы до стабилизации уровня безопасного пилотирования. Вероятность того, что алгоритм ошибётся, нулевая» — рассказал руководитель лаборатории «Искусственный интеллект и безопасность полёта» НЦМУ «Сверхзвук», заведующий кафедрой 106 «Динамика и управление полётом» МАИ профессор Александр Ефремов.

Интеллектуальная система МАИ, по словам Ефремова, поможет значительно уменьшить процент лётных происшествий, связанных с человеческим фактором. Сегодня таких ЧП около 75%. Учёными университета на сегодняшний день создана концепция системы, математическая модель, проведена апробация на пилотажных стендах.

Напомним, в Омском государственном техническом университете разработана инновационная конструкция электроракетного двигателя для малогабаритных космических аппаратов. Она предполагает проводить нагрев рабочего тела в двигателе за счёт импульсного электрического разряда. Традиционно используется дуговой электрический разряд.

Деятельность Консорциума университетов «Недра» осуществляется в сотрудничестве с Международным центром компетенций в горнотехническом образовании под эгидой ЮНЕСКО.