Санкт-ПетербургПасмурно+8°C

Крым глазами петербургских студентов-горняков: минералы, дикие олени и водные ресурсы

Крымская практика
Фото © Форпост Северо-Запад /

Корреспондент «Форпоста» провёл неделю со студентами петербургского вуза во время занятий в южном регионе России. За этот срок они успели покорить несколько горных вершин, посетить древнее пещерное поселение, увидеть, как Чёрное море превращает в песок многометровые утёсы и собрать десятки образцов пород, составляющих твердь этой земли.

В 2019 году 117 студентов второго курса геологоразведочного факультета и девять преподавателей Горного университета отправились в Крым на летнюю практику. Это учащиеся двух основных направлений факультета: кафедр прикладной геологии и разведки мест полезных ископаемых.

Горный университет принял решение создать структурное подразделение на полуострове в 2015 году. Весной 2017 года Минэкологии и природных ресурсов Республики подписало с вузом соглашение о сотрудничестве в сфере научной и образовательной деятельности. В прошлом году Совет министров Крыма распорядился передать в безвозмездное пользование университету находящийся на балансе министерства экологии и природных ресурсов полуострова комплекс зданий в селе Береговое.

Занятия студентов продолжаются с 5 июня до 26 июля. За отведённые полтора месяца будущие специалисты должны научиться полевой работе, составить инженерно-геологическую карту тренировочного полигона, защитить результаты своих изысканий и получить зачёт.

Хотя южный полуостров известен как место отдыха, от начала и до конца практики студенты работают в плотном графике по шесть дней в неделю. В единственный выходной на неделе ребята тоже не сидят в номерах, а отправляются на экскурсии по городам и достопримечательным местам Крыма – Севастополь, Евпаторию, мыс Тарханкут и в другие локации.

«В Крыму отличная геология и хорошая обнажённость пород. Чтобы добраться до них, не нужно копать или бурить, всё на поверхности и очень наглядно. На этих примерах удобно учить картографировать местность, пользоваться компасом, работать молотком, строить маршруты. Много возможностей, и из-за этого – большой объём работы. Отдыхать некогда ни учащимся, ни нам, преподавателям», — рассказала начальник практик на крымской учебной базе Горного университета Асия Дурягина.

Студенты выезжают на полигон почти ежедневно. Сначала группа в полном составе проходит несколько рекогносцировочных (разведочных) маршрутов в сопровождении педагогов, после чего будущие горные специалисты делятся на бригады и изучают местность самостоятельно.

Крымская практика
Фото © Форпост Северо-Запад /

Обычный день крымской практики студентов Горного университета начинается рано – в седьмом часу утра. В это время все собираются в столовой к завтраку, а уже в половину восьмого автобусы с учащимися на борту выдвигаются к местам старта маршрутов. На выполнение задания есть несколько часов – к полудню транспорт отправляется обратно на базу. После обеда у ребят есть небольшой промежуток для отдыха, после которого нужно приступать к камеральной обработке собранных данных – она отнимает львиную часть времени и нередко затягивается до самой ночи.

крымская практика
Фото © Форпост Северо-Запад /

«Ранние подъёмы – не прихоть, просто в утренние часы обычно прохладнее, удобно работать. В случае плохой погоды мы отменяем выезды. Во время дождя в горах небезопасно и трудно проводить необходимые исследования. Раньше старались ориентироваться на прогноз погоды, но потом решили действовать по обстоятельствам. Часто бывает, что вместо обещанного ливня сияет солнце, и наоборот, а автобусы нужно заказывать заблаговременно. Потеряв несколько отличных дней, мы решили больше не отказываться от поездок заранее», – отметила Дурягина.

За время летней практики будущим горнякам придётся пройти десятки километров по склонам и распадкам, подниматься на вершины и пробираться через лесную чащу, не забывая о времени – на каждый из маршрутов отводится лишь несколько часов, после чего нужно успеть на автобус и вернуться на базу.

Крымская практика
Фото © Форпост Северо-Запад /

Для далёких от походной романтики людей описание полевой практики студентов-геологоразведчиков может показаться чем-то трудным и утомительным. Но в действительности прохождение маршрутов и изучение горных пород – самая захватывающая и живописная часть летних заданий. Особенно если речь идёт о юго-западной части Крыма, где очень трудно найти вид, который бы не потрясал зрителя красотой и величием природы.

Корреспондент «Форпоста» убедился в этом лично, сопроводив воспитанников Горного по одному из учебных маршрутов. Он начался на окраине посёлка Куйбышево. Символично, что именно здесь когда-то располагалась первая крымская база Ленинградского горного института. Сейчас её территорию поглотил лес, однако объект продолжает служить новым поколениям студентов в качестве ориентира на местности.

«Наша задача здесь, если говорить в общем, – разрисовать полигон геологией. Мы отмечаем выходы горных пород на поверхность, берём образцы, а потом строим геологическую карту на основе собранных данных. Это очень интересно, гораздо более "по-взрослому", чем практика после первого курса. И немного пугающе, когда понимаешь, что больше с тобой так возиться не будут. Следующим летом работать придётся по-настоящему», – объяснил студент второго курса геологоразведочного факультета Горного университета Пётр Швейгерт, шагая по склону горы вдоль русла пересохшего ручья.

Как и столетия назад, лучшим соратником геолога в изучении недр остаётся горный молоток – в руках специалиста незатейливый инструмент служит киркой, зубилом, лопатой и даже планшетом для бумаги, на котором при необходимости можно заполнить дневник или развернуть карту. Ещё один незаменимый товарищ – специальный компас, по показаниям которого вычисляют, в каких направлениях и под какими углами простираются слои горных пород, а также их мощность (толщину).

Крымская практика
Фото © Форпост Северо-Запад /

Обнаружив подходящий участок, студенты заносят его характеристики в дневник практики, указывая координаты, геологические данные, текущие погодные условия и другую информацию. Подходящие камни аккуратно разбивают молотком и осматривают для определения типа и состава. Если в породе встречаются следы древних организмов – а в Крыму такое случается повсеместно – сведения о них также заносят в журнал.

Как правило, за один маршрут практиканты успевают описать три-четыре точки. Чем их больше – тем полнее потом окажется картина недр. Добытые образцы породы упаковывают в пакеты и забирают с собой.

«Сегодня мы отметили пять точек, причём последнюю заметили уже на пути к автобусу на базу. Хороший результат – в прошлый раз нашли всего две подходящие. Бывает непросто, но каждый раз – безумно интересно, приключения на каждом шагу», – рассказала второкурсница геологоразведочного факультета Горного университета Любовь Муравьёва.

На обратном пути практиканты наткнулись на большую зеленоватую змею, растянувшуюся поперёк тропы. Встреча закончилась мирно – пресмыкающееся проигнорировало появление людей, греясь под полуденным солнцем. По словам студентов, змеи попадаются им регулярно, и они уже привыкли к соседству. Кроме того, большинство рептилий в Крыму не представляют серьёзной угрозы для человека.

Начальник практики Асия Дурягина подтвердила, что полуостров не только даёт студентам наглядные пособия по строению недр, но и позволяет усваивать знания и навыки без большого риска для жизни и здоровья.

«Огромный плюс Крыма – безопасность. Здесь тепло и практически нет крупных и агрессивных диких животных. Почти все виды змей не ядовиты. Летом в траве довольно много клещей, но от них надёжно защищает плотная одежда с длинными рукавами и штанинами. Рубашка, штаны, головной убор – обязательная экипировка для полевых работ. Иногда на маршрутах происходят удивительные события – например, однажды к ребятам из леса вышел дикий олень», – отметила преподаватель.

Вернувшись на базу, студенты аккуратно моют, сортируют и описывают собранные минералы. В дальнейшем эти материалы используют в качестве подтверждения при составлении геологической карты местности.

Кроме геологической практики, второкурсники Горного университета также проходят в Крыму занятия по гидрогеологии. Для студентов направления поиска и разведки подземных вод и инженерно-геологические изыскания спектр задач ещё шире – они не только берут образцы минералов, но и описывают водные ресурсы и сопутствующие им геологические процессы. Например, оползни, которым был посвящён выезд в район посёлка Новофёдоровка, расположенного в 10 километрах от университетской базы.

Крымская практика
Фото © Форпост Северо-Запад /

«На западном берегу Крыма море активно размывает сушу, из-за чего береговые утёсы осыпаются с большой скоростью – около метра в год. Раньше здесь были дома и сады, теперь – пустота», – рассказал доцент кафедры гидрогеологии и инженерной геологии Горного университета Павел Котюков, стоя у края обрыва.

Он добавил, что ещё в прошлом году на этом месте находились постройки, которые буквально этой весной обрушились вниз вместе с землёй, на которой стояли. Их обломки до сих пор хорошо заметны у подножья уступа, лежащие среди хаоса громадных кусков отколовшегося грунта.

В тот же день группа побывала на ещё одном проблемном участке у пляжа Немецкая балка. Здесь процесс разрушения берега сумели взять под контроль с помощью бульдозеров и экскаваторов – утёсы начали превентивно срывать, уменьшая их высоту. Выработанную почву используют для отсыпки строящейся трассы «Таврида».

Крымская практика
Фото © Форпост Северо-Запад /

Изучение водных ресурсов Крыма – отдельная тема, неразрывно связанная с историей полуострова. За пару дней студенты побывали в древнем скальном городе-крепости Мангуп-кале на горе Баба-Даг и на затопленном известняковом карьере у горы Баклинская куэсте. На Мангуп-кале практиканты описали источники, снабжавшие водой древних жителей полуострова.

А в заброшенном карьере учащиеся своими глазами увидели последствия ошибки при разработке месторождения известняка – в начале 90-х годов рабочие задели подземный источник, превративший промышленную площадку в живописное озеро, на дне которого осталась горнодобывающая техника.

«Крымская практика для многих стала самым ярким событием обучения. Нашей группе очень повезло: мы не только выполняли съёмку удивительно красивого полигона в Куйбышево, но и ездим по Крыму в ходе специализированной практики.

В рамках маршрутов мы залезали на гору Демерджи, в Красную пещеру, в пещерный город Мангуп-кале, ездили на водохранилища, карьеры, грязи и соляные озера. Проживание на базе вместе с другими группами ещё больше сплотило наш и без того дружный поток», – рассказала корреспонденту «Форпоста» учащаяся второго курса направления прикладной геологии Горного университета Софья Овсянникова.

Практика в Крыму даёт не только новые знания о будущей профессии, но и помогает студентам и педагогам лучше понять друг друга.

«Можно целый год читать группе лекции, но ты никогда не узнаешь, какие ребята на самом деле, пока не выберешься с ними в поля. Здесь каждый раскрывается по-своему. Это очень интересно и порой неожиданно», – отметила преподаватель кафедры гидрогеологии и инженерной геологии Горного университета Анастасия Гребнёва.

По её словам, даже самая современная техника всё ещё не способна заменить геолога с компасом, рюкзаком и молотком.

«Нам только кажется, что благодаря спутникам и другим технологиям Земля у нас как на ладони. На самом деле мы видим лишь примерную картину, а чтобы узнать, что там на самом деле – нужно идти в экспедицию и обрабатывать полученные данные. Мы можем строить цифровые модели, но в недрах планеты постоянно происходят процессы, картина меняется, поэтому информацию нужно регулярно обновлять. А предоставить точные данные может только геолог. Конечно, благодаря технике стало удобнее строить маршруты, связь стала намного совершеннее. Но суть и способы работы остались теми же, что и раньше», – объяснила Гребнёва.

Крымская практика
Фото © Форпост Северо-Запад /

Крымская практика Горного университета доступна ребятам лишь раз за всё время обучения. Потому многие студенты настолько впечатляются солнечным полуостровом, что готовы возвращаться сюда снова и снова – уже в качестве аспирантов-преподавателей.

Кроме того, правительство региона очень заинтересовано в выпускниках петербургского вуза и предлагает работу тем, кто всерьёз готов связать судьбу с крымской землёй. Об этом сообщил глава министерства экологии и природных ресурсов республики Геннадий Нараев на встрече со студентами 12 июля.

«Между администрацией Крыма и Горным университетом есть договор о сотрудничестве и взаимодействии. Мы готовы трудоустраивать вас после завершения учёбы. В регионе строится много объектов, реализуются крупные инфраструктурные проекты, как никогда требуются щебень, песок, инертные материалы. Отдельный пласт работ – водоснабжение, вы, наверное, знаете, что нехватка водных ресурсов – одна из главных проблем полуострова. Поэтому гидрогеологи нам тоже очень нужны», – подчеркнул Нараев.

Работа в Крыму – отдалённая перспектива для второкурсников. Их первостепенная задача – защита практики, которая, как уже говорилось, состоится 26 июля. Несмотря на волнение перед испытанием, студенты признались, что не пожалели ни об одном дне, проведённом на полуострове.

«Не могу сейчас быть полностью объективным, так как занятия ещё не завершились. Но в общем, сейчас поддерживаю общее настроение – практика оказалась настоящим подарком под ёлкой», – выразил мнение студент второго курса направления прикладной геологии Горного университета Андрей Козлов.

Отметим, кроме организации учебной практики, Горный университет активно сотрудничает с администрацией Республики Крым в сфере геофизических исследований и гидрологических изысканий. Учёные из Петербурга предлагают варианты устранения дефицита воды и работают над решением проблемы размыва берега в достопримечательных местах, чтобы спасти известные на весь мир памятники истории и архитектуры полуострова. Среди них – замок «Ласточкино гнездо» и заповедник «Херсонес Таврический».