Перейти к основному содержанию

«Кто-то потирает ручки»: закон о едином операторе досок объявлений назвали попыткой монополизировать рынок

ноутбук
© Общественное достояние

Госдума РФ накануне приняла в первом чтении законопроект, который предусматривает создание единого оператора цифровой наружной рекламы. Участники рынка и некоторые политики считают данную меру попыткой монополизировать рынок.

Согласно опубликованному на сайте правительства документу с изменениями в закон «О рекламе», модератор будет выполнять установку и эксплуатацию цифровых конструкций, создавать информационный ресурс в интернете «с учётом требований обеспечения национальной безопасности».

«В целях обеспечения равных условий распространения цифровой рекламы и предотвращения распространения недостоверной информации, создания условий для контроля за рекламой, размещаемой на цифровых рекламных конструкциях, а также информацией, размещаемой в электронных объявлениях физических лиц в данном информационном ресурсе и в иных целях», — говорится в поправке.

При этом закон не распространяется на пользователей социальных сетей. Однако единый оператор вмешается в деятельность частных авторов объявлений в Сети и компаний, работающих в данной сфере, таких как Avito, «Юла», Next2u и другие.

За принятие законопроекта проголосовали 266 депутатов, ещё 96 выступили против. Спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил, что во втором чтении инициативы парламентарии будут делать всё, чтобы отечественный бизнес не пострадал, а выиграл. По его мнению, поправки ударят по иностранным предприятиям, которые «использовали слабость нашей страны 90-х годов и скупили всё за копейки».

Однако лидер справедливороссов Сергей Миронов выступил с жёсткой критикой данного документа. По его словам, эта мера лоббируется кругом интересантов, которые хотят взять под полный контроль рекламный бизнес.

«Кто-то под сурдинку, пока у нас вопросы безопасности на первом месте, хочет ввести своеобразную систему "Платон", против которой мы в своё время голосовали, для цифровой рекламы в РФ. Всё, что сейчас существует в разных компаниях, будет в одной, в монополисте, который уже ручки потирает от предвкушаемой прибыли. Представьте, что вся цифровая реклама находится в одном центре. Хакеру легче взломать один центр и по всей России на всех экранах будет... Тут поставлю многоточие. Кто это делает и для чего? Да, ради получения прибыли», — сказал политик.

Кроме того, инициаторы проекта во время его презентации в Госдуме привели в качестве аргумента за принятие закона популярную площадку Avito. Компанию назвали иностранной, также утверждается, что объявления на ней никак не модерируются. Организация предоставила «Форпосту» подробные комментарии, опровергающие эти заявления:

Неправда:

«Сегодня доски объявлений — это зарубежные юрисдикции. Приведу пример, это голландская компания “Авито”. Данные, которые люди отдают, а это 42 миллиона человек, та информация, которую люди предоставляют, мы не знаем, где она обрабатывается, но она пересекает границу».

Правда:

«"Авито" создан в России и работает в стране 15 лет. Является российской компанией с российским юрлицом. Все технологические сервисы "Авито" приземлены на территории РФ. Данные хранятся на российских серверах и с соблюдением законодательства РФ. Вся архитектура проаудирована.

Акционеры "Авито" не имеют и никогда не имели доступа к данным пользователей. "Авито" — это одна из самых передовых в мире IT-команд, силами которой компании одной из немногих удалось успешно противостоять всем DDoS и кибератакам. За 15 лет существования в Авито никогда не было зафиксировано утечек данных».

Неправда:

«Контент на платформе никак не контролируется».

Правда:

«Огромная команда модерации круглосуточно и тщательно следит за чистотой контента. Все объявления проходят премодерацию на предмет соответствия законодательству до публикации».

Неправда:

«Компании из недружественных стран должны понимать, что у них не получится собирать деньги в нашей стране у граждан и с предприятий, а далее использовать их для поддержки экономики своих стран, которые в отношении России ввели санкции».

Правда:

«Весной акционер полностью передал управление локальной команде топ-менеджмента, вся прибыль компании остаётся в стране и идёт на развитие сервисов для россиян. Конечным акционером "Авито" является южноафриканский фонд, который не относится к недружественным странам, а входит в БРИКС».

В «Авито» добавили, что компания — один из крупнейших налогоплательщиков и работодателей в РФ, а все финансовые операции проходят внутри России, развивая её экономику.

«Мы считаем создание этого законопроекта и его последствия необоснованными и разрушительными — и не только для таких компаний как “Авито”, но и для каждого россиянина и предпринимателя в России. “Авито” в текущий период ограничений и нестабильности делает ушедшие товары и услуги доступными для простых граждан. <...> Непродуманные инициативы, подобные законопроекту о едином операторе досок объявления, могут в одночасье привести к разрушению целой Интернет-отрасли», — сказали представители площадки.

В компании отметили, что им непонятна необходимость поспешного и радикального регулирования индустрии. В текущей ситуации перед отраслью стоит задача сохранения рабочих мест и удержания IT-специалистов. Законопроект же вызывает «недоумение и разочарование у всех участников отрасли, которые помогали и помогают развивать экономику России».

Отметим, законопроект инициирован зампредом комитета Госдумы по экономической политике Артёмом Кирьяновым.

Напомним, в марте этого года произошла крупная утечка данных клиентов сервиса «Яндекс.Еда». Личную информацию пользователей опубликовали на сайте в даркнете. Список из 31 миллиона строк состоял из ФИО людей, их дат рождения, номеров телефонов, серий паспортов.

Некоторые эксперты называют «Яндекс» монополистом сразу нескольких рынков, например, сферы такси и доставки продуктов. В прошлом в отношении компании проводились расследования на предмет дискриминации сторонних сервисов.