Перейти к основному содержанию

Индия. Итоги поездки петербургских горняков

индия
© Форпост Северо-Запад

Результатом поездки рабочей группы из Санкт-Петербургского горного университета в восточную Индию стали две дорожные карты, подписанные с Харагпургским и Дханбским университетами.

индия
© Форпост Северо-Запад
индия
© Форпост Северо-Запад

Стороны договорились о проведении в 2025 году Молодежного научного форума в Санкт-Петербурге с активным участием аспирантов от каждого из университетов в Харагпуре и Дханбаде. Всего эти вузы планируют направить в Горный до 200 аспирантов.

индия
© Форпост Северо-Запад
индия
© Форпост Северо-Запад

Высокий интерес, особенно у нефтегазовых факультетов, вызвала возможность участия в краткосрочных образовательных программах Горного университета («Летних школах»). В этом году в Петербург приедут 150 ребят из Индии, которые пройдут междисциплинарную подготовку по программам бурения, горного дела, цифрового инжиниринга и ряду других.

индия
© Форпост Северо-Запад
индия
© Форпост Северо-Запад

Индийские и российские профессора будут преподавать у партнеров по 3-6 месяцев в очном и онлайн порядке, а аспиранты проходить полноценное перекрестное обучение.

В самом скором времени журнал «Записки Горного института» появится во всеиндийской информационной базе, а опыт инновационного хаба ТексМин будет использован в Горном при создании технологических площадок совместно с предприятиями-партнерами.

индия
© Форпост Северо-Запад

В 2026 году петербургские горняки примут участи в молодежном научном форуме, приуроченном к 100-летию Дханбадского горного института.

индия
Мало кто из граждан России слышал про провинциальный индийский город Дханбад. И про новую философию страны – «Make in India» - «Сделай в Индии». По сути, это наша работа над импортозамещением, но с несопоставимыми задачами. Здесь не просто хотят отказаться от западных технологий, - здесь хотят сначала их изучить, а потом превзойти. Сделать так, чтобы страна была самодостаточна от ширпотреба до искусственного интеллекта на любом производстве и в быту. То есть суверенность Индии – основная головная боль республики.

Ничто так не характеризирует вузы, как индивидуальный деловой стиль. В Горном это, например, форма и общий дизайн всей инфраструктуры, в Индии – обязательное представление гостям всех сотрудников каждого департамента и обязательный чай, пока идет обмен презентациями.

индия
© Форпост Северо-Запад

Но, это не главное. Национальная образовательная политика Индии (National Educational Policy, EDP) была сформулирована в 2020 году и, к настоящему моменту уже видны первые результаты на всех этапах этой системы, начиная с младшей школы и заканчивая подготовкой аспирантов. Основной ее целью является ликвидация барьеров, стоящих между различными слоями населения и системой качественного образования. В некоторых ведущих институтах страны доля квот на абитуриентов из низших слоев населения и отдельных религиозных каст может быть выше 40%.

индия
© Форпост Северо-Запад
индия
© Форпост Северо-Запад

Непрерывное повышение квалификации учителей на протяжении всей жизни (Life-long learning) проходит и на отдельных курсах, и в профильных вузах. Не педагогических, а по конкретной специализации.

Все учебники проходят жесточайший контроль и обязательно должны соответствовать стандарту CBSE, разработанному Центральным управлением среднего образования Индии. Они едины для всех школьников страны и на хинди, и на английском.

индия
© Форпост Северо-Запад

С первого по десятый класс дети осваивают базовые дисциплины, еще два года углубленно изучают осознанно выбранную интересную им укрупненную профессиональную область. В зависимости от этого ими выбираются и основные предметы на последние два года, от которых зависит то, какие экзамены они будут сдавать после выпуска. Без сдачи единых национальных экзаменов JEE Main и JEE Advanced юноши и девушки могут поступить только в колледжи.

Если выпускнику удается сдать только JEE Main, который проводится в 2 этапа (очный и заочный), то ему открывается дорога в национальные технические институты, а если успешно сдан и JEE Advanced, то в элитные инженерные образовательные учреждения, объединяемые брендом Индийский институт технологий (IIT). Они имеют единые образовательные стандарты и технологии, несмотря на различную специализацию. Сюда попадают лишь несколько процентов выпускников школ.

индия
© Форпост Северо-Запад
индия
© Форпост Северо-Запад

IIT являются не просто ведущими образовательными учреждениями, они задают высочайшую планку качества образовательного процесса, чему могут позавидовать крупнейшие западные университеты. Язык преподавания – совершенный английский.

индия
© Форпост Северо-Запад

Типичная модель формирования научных кластеров в индийском университете выглядит следующим образом – вуз отбирает перспективного аспиранта и отправляет его на учебу, стажировку или защиту диссертации в западный университет. После чего, последний возвращается в свою Альма-матер, и, используя полученный опыт, формирует вокруг себя группу молодых исследователей, которые решают реальные научные и производственные задачи. Средняя коммерциализация таких центров – 80 процентов. Деятельность таких кластеров поддерживается государством и предприятиями-партнерами, идет жесткая конкуренция между кластерами, что и определяет их эффективность.

индия
Сеть индийских университетов высочайшего класса носит аббревиатуру IIT.
индия
© Форпост Северо-Запад

Но, что по-настоящему удивляет в индийских вузах, так это библиотеки. Сотрудники Центральной библиотеки университета Харагпура реализуют проект Национальной электронной библиотеки, которая является одной из крупнейших в мире онлайн библиотек. Здесь в открытом доступе размещены десятки миллионов единиц учебной и научной литературы. По всей стране идет непрерывная оцифровка кандидатских и докторских диссертаций, научных статей, школьной учебной литературы, научно-популярных изданий.

индия
© Форпост Северо-Запад

Библиотека предоставляет возможность доступа к материалам крупнейших международных издательских домов, приобретаемой для всей Индии по единой национальной подписке. По ней же осуществляется доступ к ведущим международным научным базам данных, таким как Scopus и WoS.

индия
© Форпост Северо-Запад

Любая научная деятельность невозможна без ее отражения – научных статей. Но какими бы интересными они не были, их надо донести до пользователя. Как это делается библиотекой Харагпура?

Информация об опубликованной научной статье, а всего их у сотрудников вуза в год выходит около 4 тысяч, в обязательном порядке вывешивается на стендах кафедр. Затем она посылается всем профессорам, ассистентам и аспирантам, далее, на кафедры и профессорам других вузов Индии, затем в полторы тысячи профильных университетов по всему миру. Именно так достигается высочайший уровень цитируемости.

индия
© Форпост Северо-Запад

Для студентов нескольких недель читается курс по оформлению академических работ и нормам научной этики. Для аспирантов организуются приглашенные лекции редакторов ведущих мировых издательств, которые в доступной форме доносят им принципы взаимодействия с международными научными журналами.

И, конечно, библиотека здесь – очаг спроса. Достаточно сказать, что работает она 24 часа в сутки.

индия
© Форпост Северо-Запад

Как считает один из ее руководителей доктор Сутрадхар «создать без «сердца вуза» новую систему формирующую мировоззрение населения, воспитывающее культуру, прививающую высокие ценности и позволяющую оперативно доносить различную информацию первостепенной важности через свои информационные ресурсы, очевидно невозможно».

Вот такая она, нелегкая жизнь индийских университетов. По сравнению с индийской улицей.

индия
© Форпост Северо-Запад
индия
© Форпост Северо-Запад