
В Петербурге завершился трехдневный мозговой штурм о повышении качества школьного образования с участием директоров 350 российских школ, представителей вузовского сообщества и приглашенных экспертов. Всероссийская академическая сессия «Образование в интересах государства и личности» была инициирована Санкт-Петербургским горным университетом императрицы Екатерины II и Международным центром компетенций в горнотехническом образовании под эгидой ЮНЕСКО для выработки консолидированных предложений по заявленной теме.
По мнению организаторов мероприятия, широкое педагогическое сообщество сегодня фактически изолировано от процесса принятия системных решений в своей сфере. Тем не менее, оно имеет голос, и довольно уверенный, как выяснилось в ходе панельных дискуссий и экспресс-опросов.
Подавляющее большинство участников встречи, 83%, высказались, например, в пользу стандартизации и унификации школьных программ и подготовку единых учебников по каждому предмету. По словам директора авторской школы «Горный» Андрея Конкина, в 1999 году в России существовало 300 организаций, имеющих право на выпуск образовательной литературы. Очевидно, что количество так и не перешло в качество. Сегодня таких издательств около 80, но принципиально ситуация «разброда и шатаний» не изменилась.
«Конструктор рабочих программ – удобный сервис. Он позволил несколько снизить бюрократическую нагрузку на учителей, но возникают нестыковки: созданные с его помощью учебные программы часто не соответствуют учебникам в последовательности изложения материала. По календарно-тематическому планированию, которое загружается в электронный журнал, мы проходим одни темы, а в учебниках они могут оказаться в другом разделе. Возникает путаница.
Федеральный перечень учебников. Проблема в том, что периодически из него исчезают качественные и проверенные издания. Школам приходится перестраивать учебный процесс – это неудобно ни ученикам, ни педагогам. Проходит год или два – изъятые из перечня учебники возвращаются, создавая дополнительные сложности» – рассказал Андрей Конкин.
Участники дискуссии обратили внимание на самоуправство со стороны крупных издательств в отношении авторских текстов учебно-методических пособий. Авторам приходится вступать в затяжную борьбу за свои формулировки, но, как правило, легче уступить издателю и фактически подписаться под его версией.
Директор физико-математического лицея №239 Санкт-Петербурга Максим Пратусевич поддержал стержневой тезис дискуссии – об отсутствии единой цели и сверхзадачи в государственном регулировании образования:
«Ввели предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» – вывели. Ввели Обществознание в 5-7 классах – отменили. Убрали историю родного края – потом добавили. Подобная противоречивость выдает полное отсутствие государственной образовательной политики с внятными целями
Дефицит смысла и целей – основная проблема. Человек должен понимать, что мы не просто таскаем камни или зарабатываем деньги на ужин, а строим, к примеру, Руанский собор» – сказал Максим Пратусевич.
Именно проблему целеполагания в образовании на первое место ставит и ректор Горного университета профессор Владимир Литвиненко. По его мнению, цель школьного образования – это намного большее, чем успешное освоение школьником учебной программы по всем предметам в рамках государственных стандартов. Выпускник должен выйти из школы со сформированными базовыми основами мировоззрения, овладеть системой взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нем человека.
Сегодня, как отмечает ректор Горного университета, судя по нормативной базе, государство самоустраняется от выработки единой цели образования.
Учебным заведениям приходится полагаться на себя и проявлять инициативу. Директор Центра довузовских и специальных программ Горного университета Руслан Бабкин рассказал, что вуз ежедневно проводит в своих стенах 3-4 ознакомительных экскурсии для школьников, активно участвует в довузовской подготовке. В этом году университет перешел со школами в более тесный формат взаимодействия – академическое партнерство. Открываются профильные классы, проводятся совместные научные мероприятия. Пример тому – конкурс исследовательских проектов «Школьная премьер-лига», проходивший параллельно с академической сессией. Все это делается, чтобы абитуриенты выбирали вуз осознанно.
Предложения, прозвучавшие в ходе академической сессии, будут проанализированы создаваемой Общественно-профессиональной Педагогической коллегией. В нее войдут не только представители школьного и вузовского образования, но и промышленники, педагоги среднего – профессионального образования.
Сбор предложений и аналитическая работа по образовательной реформе продолжится в постоянном режиме. Каналы обратной связи уже существуют, они успешно функционируют, в частности, в рамках проекта «Лидер школы».
Мероприятие завершилось в пятницу, 28 марта, награждением руководителей учебных заведений, которые наиболее активно проявили себя в сотрудничестве с Горным университетом. Учитывались участие в совместных проектах, статистика поступления выпускников школы в старейший технический вуз страны и их успеваемость по результатам первой сессии в университете.
Гранты в размере 50 и 100 тысяч рублей получили 26 директоров школ и лицеев из Санкт-Петербурга, Тюмени, Красноярска, Перми, Самары, Уфы, Калининграда, Нижнего Новгорода, Великого Новгорода, Твери, Нижнекамска, Бузулука, Магнитогорска, Сургута и Череповца.
Ключевые совместные предложения от Педагогической коллегии будут доноситься до исполнительной и законодательной ветвей власти и широко распространяться в преподавательском сообществе для привлечения сторонников того консолидированного взгляда на реформу, контуры которого уже видны по итогам сессии.