Санкт-ПетербургПасмурно+6°C

Уличный художник Loketski: стрит-арт говорит то, что не могут сказать другие

Умка
Фото © www.instagram.com/loketsk

В середине прошлого десятилетия таинственный англичанин Бэнкси изменил мир с помощью аэрозольной краски и трафаретов. В Петербурге анонимные художники начали превращать городские объекты в площадки для искусства сравнительно недавно. Но уже сегодня они могут заставить кусок ржавой арматуры «заговорить» о политике или сделать так, что повреждённая фасадная скульптура напомнит прохожим о современных проблемах общества.

Петербургский создатель стрит-арта, работающий под псевдонимом Loketski, преобразил временное укрепление аварийного участка набережной канала Грибоедова, добавив на гору мешков картонного медвежонка Умку из одноимённого советского мультфильма. Новый визуальный элемент, появившийся 12 ноября, превратил строительную баррикаду в льдину, на которой путешествовал герой анимационной ленты. Работа понравилась горожанам, но просуществовала недолго - через полдня медведя сняли и выбросили коммунальщики. Loketski вернул Умку на прежнее место с новым транспарантом.

Предыдущие произведения художника так или иначе затрагивали социальную и политическую повестку города на Неве и России в целом. Он реагировал на скандалы в ходе сентябрьских выборов губернатора и муниципальных депутатов в Петербурге, посвятив им такие объекты, как «Фемида Парнасская» (античный бюст в очках виртуальной реальности с надписью «выборы» - указание на очевидность несоблюдения закона в проведении процедур), «ГопнИКМО» (диптих в стиле Энди Уорхола с портретом молодого человека бандитского вида - реакция на новости о нападениях и запугиваниях независимых кандидатов «крепкими ребятами спортивного вида») и другие.

ГопнИКМО
Фото © /www.instagram.com/loketski

В день инаугурации Александра Беглова Loketski приделал сфинксу на набережной напротив Смольного характерные усы, перекликающиеся с образом нового главы Северной столицы. Автор «высказывался» насчёт катастрофических пожаров в лесах России, полыхавших летом и осенью. Работа художника называлась «Экономически невыгодная мать» - изображение Родины-матери с советского агитплаката на обгоревшем пне. Застройке окрестностей Пулковской обсерватории он посвятил портрет знаменитого астрофизика Стивена Хокинга на заколоченном дверном проёме аварийного павильона на территории научного комплекса «Новейшая теория времени».

Экономически невыгодная мать
Фото © www.instagram.com/loketski

«Форпост» попросил таинственного уличного художника объяснить, в чём суть современного стрит-арта, без предупреждения возникающего в разных точках города на Неве.

В вашем профиле указано, что вы концептуальный художник, то есть ваши работы выражают определённые идеи. Откуда приходит вдохновение?

Как человек творческий, я совершенно счастлив, потому что никогда не искал и не ждал вдохновения. Однажды оно просто появилось в моей жизни. Пришло само ниоткуда. И, надеюсь, останется со мной навсегда.

Как пришла идея изобразить Умку?

Просто посмотрел на груду мешков взглядом художника, который хочет изменить отношение к ним со знака «минус» на «плюс». Если отпустить воображение, то эта гора станет не только дрейфующей льдиной, но и перевернутым «Титаником». Или, к примеру, «мешками под глазами», если сверху над грудой нарисовать глаза. Глаза губернатора — чтобы придать работе политический окрас, или глаза Мадонны Литты — чтобы он стал культурным, «эрмитажным». Все варианты перечислять нет смысла, потому что Умка на льдине — лучший!

Коммунальщики уже заявили, что вторую работу тоже уничтожат. Ждать ли Умку в Петербурге снова?

«Мостотрест» снял второго Умку и заявил, что приютил медвежонка у себя в офисе. Я такой шаг могу только приветствовать. Наконец-то чиновники заговорили на человеческом языке. В ответ у них в Instagram я предложил пойти на мировую. Если согласятся, оставлю Умку им. Нет — ещё пободаемся.

Вы делаете инсталляции на собственные средства?

На собственные. Относительно нынешних доходов это существенная статья. Но когда творчество — твоё второе я, расходы на него становятся первой необходимостью и ты их просто тратишь столько, сколько нужно.

Есть ли у вас любимые работы, которыми вы гордитесь больше других?

Есть особенные. Это триптих «Цезарь. Останки. Ничего». В нём обнаружилась моя способность оперативно и точно реагировать на непредсказуемые обстоятельства внешнего мира. Это сейчас я привык, что мои инсталляции воруют, а тогда это была новость. И ещё две работы для меня знаковые. Люблю их за предельный лаконизм и использование объектов окружающей среды в качестве полноценной части произведения. «Новейшая теория времени» и «Экономически невыгодная мать».

Экономически невыгодная мать
Фото © www.instagram.com/loketski

В Петербурге есть и другие анонимные уличные художники, например, Lonesome Grass. Вы больше одиночки, или знаете и взаимодействуете друг с другом?

Другие художники, насколько я могу судить, друг с другом взаимодействуют. Мне пока не довелось.

Самое громкое событие последних дней — громкое убийство аспирантки СПбГУ 63-летним историком. На эту тему уже появились высказывания уличных художников — трафаретные рисунки с отрубленными руками на набережной Мойки. У вас есть идеи по данной теме?

Существует юмор на грани, и за гранью. Причём у каждого она проходит в разных местах. Для меня шутки над чужой трагедией находятся за гранью. От меня не ждите.

Ваша работа от 30 октября с окровавленным бюстом Наполеона немного жутко перекликается с последующими событиями, хотя её суть была совсем в другом. Как вы сами относитесь к такому совпадению?

Тоже думал об этом. Жуткое совпадение! Но связи, конечно, нет. Этому чудовищу в голову пришло нечто гораздо более зловещее, чем снежинка-сюрикен.

Наполеон Снегопарт
Фото © www.instagram.com/loketski

Как думаете, с чем вообще связан феномен анонимного уличного художника, и для чего они (то есть вы) нужны городам?

Мы не нужны городам, мы просто есть. Примите нас как новую реальность. В России анонимный стрит-арт — это ещё и уникальная возможность говорить то, что думаешь. Без цензуры. То, что хотели бы сказать другие, но за них говоришь ты.

В последние годы в Петербурге продолжается борьба между уличными художниками и коммунальными службами. Некоторые работы превращаются в локальные достопримечательности (например, портреты знаменитостей и персонажей фильмов от команды HoodGraf), однако городские власти не признают художественную ценность данных произведений, в результате чего граффити регулярно закрашивают. Тем не менее, создатели стрит-арта продолжают восстанавливать уничтоженные рисунки и инсталляции, а также размещать новые. Возможно, в будущем в городе появятся легальные места для творческого самовыражение - создание подобной зоны обсуждается депутатами Петербурга уже несколько лет.