Перейти к основному содержанию

Нелегальные маршрутки и горящие автобусы: как Петербург пережил первый год транспортной реформы

Автобус
© Форпост Северо-Запад

Ровно год назад, 1 апреля 2022 года, в Петербурге стартовал поэтапный переход на новую транспортную модель. В рамках этой системы Смольный обещал сделать расписание автобусов, троллейбусов и трамваев удобным для горожан, полностью избавиться от маршруток, заменить системы оплаты проезда на современные, нанять компетентных водителей и многое другое. Но все ли обещания удалось сдержать? «Форпост» решил подвести итоги в первую годовщину реформы и вспомнить её самые громкие «провалы».

Первый этап новой модели транспортного обслуживания (НМТО) стартовал в апреле. В рамках него планировалось вывести на линию 864 новых автобуса, чтобы заменить маршрутки социальным транспортом. На втором этапе, начиная с июня, на улицы Петербурга должны были выйти ещё 693 машины, а после 15 июля — 1244. К августу автопарк обещали обновить на 2800 единиц, однако в срок достигнуть этой цели не удалось из-за проблем с поставками на фоне санкций. Эти планы Смольный смог реализовать лишь к 15 ноября.

По данным комитета по транспорту, сейчас город обслуживают 4000 машин из России и Белоруссии. Сумма их закупки достигла 18 миллиардов рублей, а полный объём инвестиций в НМТО составил около 193 миллиардов.

Сейчас работу автобусов обеспечивают четыре подрядчика: ООО «Вест-Сервис», АО «Третий парк», ООО «Домтрансавто», ООО «Такси» и государственный «Пассажиравтотранс».

Ломающиеся валидаторы и загадочный тариф

В первые дни запуска трещину дали новые системы оплаты проезда. На второй неделе апреля глава комитета по транспорту Кирилл Поляков подтвердил, что с переходом Петербурга на новую модель транспортного обслуживания были зафиксированы сбои в работе валидаторов и пересадочного тарифа «60 минут». По словам чиновника, горожане плохо поняли суть этого тарифа. Многие рассчитывали, что получат скидку при любой пересадке на автобус, троллейбус, трамвай или метро. Но, по правилам этой системы, дисконт дают лишь при поездках на наземном общественном транспорте.

валидатор
© Форпост Северо-Запад / Полина Антонова

Кроме того, в течение прошлой весны петербуржцы не раз сталкивалась со сбоями в оплате банковскими картами. Валидаторы внезапно переставали принимать «пластик». В то же время одной из главных целей реформы был полный отказ от «налички» и переход на современные электронные средства.

Судя по жалобам в соцсетях, заклеенные из-за неполадок валидаторы до сих пор встречаются в троллейбусах, автобусах и трамваях.

Далёкие остановки и незаменимые маршрутки

Наиболее остро вопрос транспортной доступности стоит для жителей спальных районов Петербурга, а также областных Мурино и Кудрово, которые граничат с городом. В начале реформы больше всего жалоб в соцсетях и на портале «Наш Санкт-Петербург» на сбои в расписании, отмену коммерческих маршруток и неудобные остановки оставляли пассажиры из жилого массива «Солнечный город» на улице Лётчика Лихолетова, «Нового Оккервиля», новостроек Парнаса, а также Купчино и юго-запада.

Кроме того, серьёзная проблема возникла у жителей Парголово в минувшем сентябре — в то время, когда реформа, по официальным данным, уже почти подошла к концу. Так, петербуржцы жаловались на битком набитые по утрам автобусы № 397, которые ездят из Парголово до станции метро «Проспект Просвещения».

В том же месяце жители Приморского района рассказали в соцсетях, что им приходится стоять в огромных очередях в ожидании транспорта на остановке у Арцеуловской аллеи. В частности, такая ситуация складывалась в утренний час пик. Однако после этих жалоб Смольный всё же запустил дополнительные троллейбусы и автобусы на маршруте.

И если спустя год некоторые жалобы поутихли, то обращения из южных районов Петербурга ещё актуальны. Так, 25 марта Екатерина Ванина в группе «Шушары» «ВКонтакте» опубликовала возмущение по поводу транспортной доступности около станции метро «Купчино».

«Подскажите, пожалуйста, что происходит с транспортом до метро Купчино? Третий раз ожидаю транспорт по 30-40 минут и ничего нет. В итоге приходится ехать до метро “Звёздная” и возвращаться в Купчино на метро. Это так отлично транспортная реформа заработала?» — удивилась петербурженка.

Непростая ситуация сложилась и для жителей Васильевского острова. Инициативные горожане создали специальную группе «ВКонтакте». Они добиваются продления 50-го автобусного маршрута до автостанции на Наличной улице и компенсации маршрута К-213, за который всё еще борются жители Средней Рогатки и Авигородка.

«15 июля 2022 года закрылся коммерческий маршрут автобуса К-350, который соединял улицу Кораблестроителей и станцию метро “Купчино”. В качестве компенсации Комитетом по транспорту и ГКУ “Организатор перевозок” предлагается пересадка между новым маршрутом № 262 (улица Кораблестроителей — метро “Звенигородская”) и автобусом № 50 (Малая Балканская улица — Театральная площадь). Мотивация чиновников — высокая сменяемость пассажиров на Сенной площади, а также появление первой пересадки за 10₽ в течение 60 минут после первой валидации (дальнейшие в течение этого же времени будут бесплатны). Но нас такой вариант не устраивает», — отметили активисты.

Жители района также выступают за устройство выделенной линии для общественного транспорта на Московском проспекте.
Сложности возникли и у некоторых обитателей пригородов Петербурга — в частности, Кронштадта и Сестрорецка.

«Остановка на Беговой сегодня, в сторону Сестрорецка, 17:30. Толпа ждёт автобусы в Кронштадт и Сестрорецк. Время по расписанию проходит, а автобусов нет и нет. По карте их передвижения тоже не отслеживаются. Кто-то вызывает такси, кто-то уходит на электричку, но, всё равно, толпа такая, что и в два автобуса не поместится. Транспортная реформа: всё для удобства и комфорта», — писала в минувшем декабре Ольга Сейц в социальных сетях.

Для пассажиров, которые ежедневно ездят между Петербургом и островом Котлин, отмена коммерческого маршрута № 405 с конечной остановкой у станции метро «Чёрная речка» стала настоящей проблемой. Несмотря на усиление линии между центром Кронштадта и «Беговой» и «Старой деревней» сразу тремя маршрутами, отсутствие сообщения с «Чёрной речкой» для многих оказалось невосполнимым.

Полыхающие белорусы

Поводом для многочисленных шуток и жалоб стали пожары в новых автобусах. Во время аномально жаркого лета в 2022 году в Петербурге прошла целая серия воспламенений в белорусских МАЗах, а также ПАЗах и ЛИАЗах.

В июне техника горела на Светлановском и Витебском проспектах. Затем 16 июля на проспекте Королёва вспыхнул автобус № 227. В «ЛИАЗе» находилось множество пассажиров. Уже 5 августа на пересечении улиц Кипренского и Связи тушили пассажирский автобус марки «МАЗ». В связи с массовыми самовозгораниями московская компания «Домтрансавто» сняла с петербургских маршрутов автобусы «МАЗ-203947» и приняла решение о повторном аудите машин.

Горящий автобус
© Форпост Северо-Запад

Кроме того, в июне инциденты с транспортом из соседнего государства стали предметом обсуждения губернатора Петербурга Александра Беглова и президента Белоруссии Александра Лукашенко. Однако глава государства заявил, что этот вопрос «даже не стоит внимания».

Несмотря на проверки и замены, осенью, уже по окончании третьего, финального этапа реформы ситуация повторилась вновь. Например, 2 октября лазурный рейсовый автобус сгорел дотла на КАД в Сестрорецке. В ноябре пассажирский маршрут полыхал на улице Костюшко, а в декабре дымом окутало машины на улице Типанова и Стасовой.

В последние месяцы подобных прецедентов в городе замечено не было, однако петербуржцы с опасением ждут лета, чтобы проверить: действительно ли «огнеопасный» подвижной состав исчез с пассажирских линий.

Нелегальные перевозчики

Чиновники неоднократно подчёркивали, что одна из самых значимых целей новой модели — это борьба с нелегальными коммерческими перевозчиками, которые нанимают некомпетентных водителей, нарушают график движения, а также устанавливают произвольные тарифы и принимают лишь наличный расчёт. Однако некоторые маршрутки всё ещё можно заметить на улицах города. В минувшем августе Смольный отчитался об аресте более 100 нелегальных перевозчиков и легковых такси. Некоторые из них курсировали на проблемном участке — от станции метро «Улица Дыбенко» до Кудрово в Ленобласти.

Так, 13 марта депутат ЗакСа Алексей Цивилёв после совещания по развитию транспортной инфраструктуры Шушар отметил, что в этом районе всё еще процветают незаконные перевозки.

«Востребованы, в том числе и потому, что, в отличие от общественного транспорта, объезжают пробки по дворам. Местные дельцы снимают колёса, чтобы машины невозможно было изъять», — подчеркнул парламентарий.

При этом один из местных жителей — Дмитрий Лиске — под простом Цивилёва «ВКонтакте» обратил внимание на то, что в отсутствие легальных маршруток автобус № 190, который связывает Звёздную улицу с посёлком Шушары, каждое утро «приходит набитым» и возит людей «пачками».

Водители за намазом и лихие гонщики

В ходе проведения реформы под пристальным вниманием горожан оказались водители, которых в Смольном обещали «перевоспитать» для управления автобусами вместо маршруток. Так, компания «Вест-Сервис» отправила некоторых сотрудников в специальные учебные классы с последующим тестированием, а «Третий парк» тренировал работников на VR-тренажёре.

Правда, инциденты с водителями на социальных маршрутах всё же не прекратились.

Так, в минувшем ноябре петербуржцев шокировал шофёр, который остановил автобус, чтобы совершить намаз. Тогда в «Организаторе перевозок» пообещали провести с сотрудником дополнительный инструктаж и отметили, что для религиозных водителей устанавливаются «специальные графики».

До этого, в августе 2022 года, горожане заметили, как во время управления автобусом на улице 3-я Конная Лахта водитель активно общался со знакомыми в видеочате. До этого с такой проблемой в основном сталкивались пассажиры маршруток и такси.

видеочат
© vk.com/Признавашки ДТП и ЧП Санкт-Петербург/Алина Хамраева

Ещё один громкий инцидент в общественном транспорте случился недавно, в начале марта 2023-го. Тогда школьника зажало дверьми автобуса и протащило по дороге на улице Композиторов. В результате подростка увезли в больницу в состоянии средней тяжести. Однако в этой ситуации, несмотря на возмущение горожан в соцсетях, по информации «Пассажиравтотранса», был виноват сам мальчик. Он «грубо нарушил технику безопасности», начав с силой разжимать двери машины уже после завершения посадки.

Кроме того, за минувший год в Петербурге произошло несколько крупных ДТП с участием автобусов. Так, в этом месяце в результате массовой аварии на Московском шоссе пострадали восемь человек. На той же неделе горожане стали свидетелями столкновения двух лазурных автобусов на Балканской площади. По словам местных жителей, аварии с общественным транспортом на этом участке — не редкость.

Также в декабре прошлого года кондуктор и трое пассажиров получили травмы после ДТП с троллейбусом, автобусом и легковушкой на Типанова, а месяцем ранее в столкновении двух автобусов на Бестужевском пострадали шесть пассажиров, в том числе один ребёнок.

ДТП с автобусом
© ГУ МВД по СПб и ЛО

Дальнейшие планы

Переход на новую транспортную систему в Петербурге готовили ещё с 2015 года. Согласно первоначальным планам, её должны были запустить в городе на Неве в 2020 году. Однако старт НМТО пришлось перенести на 2022-й из-за начавшейся пандемии коронавируса.

Несмотря на официальное завершение реформы прошлой осенью, в транспортном блоке Петербурга планируется ещё один ряд изменений. В этом году «Пассажиравтотранс» планирует приобрести за счёт средств городского бюджета более 170 автобусов большого класса, а за счёт собственных средств — 142 двухсекционные машины.

Автобус
© Начальник транспортного цеха / https://t.me/transportniytseh

Кроме того, власти заявили о планах по усовершенствованию маршрутной сети, обновлению подвижного состава, увеличению парковочных мест и выделенных полос для наземного транспорта. Среди проектов НМТО также числится строительство новых станций метро в Петербурге и капремонт вестибюлей старых.

P.S.

В середине февраля комитет по транспорту Петербурга анонсировал обмен опытом транспортной реформы с властями Волгограда. В социальных сетях петербуржцы начали массово сочувствовать жителям этого города. «Форпост» собрал самые красноречивые характеристики НМТО от местных жителей – все они были опубликованы под соответствующим постом ведомства в соцсети «Вконтакте».

«Бедный Волгоград. Жители Петербурга тоже готовы поделиться опытом после внедрения “новой модели”».

«Да,уж. Антинародную реформу в массы».

«Было бы чем делиться».

«Скорее бы убрали комитет по транспорту, а то после их реформы в некоторые районы нормально не доехать».

«А что тиражировать? Дублирование маршрутов, никакого приоритета автобусов, они стоят в пробках, очень большие интервалы движения, автобусы отслуживаются плохо, грязные/покопанные, водители старые из маршруток - выглядят и водят как попало!».

«О, нашли, конечно, чем поделиться. Сначала пусть у нас нормально реформу проведут. А потом что, начнут Москве с метро помогать? А, ой, забыла, в СПб же планируют целые 3 станции открыть к 2023 году, а в Мск всего 14».

«Когда провалили свою реформу, то конечно надо научить других!!!».

«Пипец регионам)))))».