Перейти к основному содержанию

Транспортная модель в Петербурге — новая. Очереди, задержки и дорогие билеты — старые

Транспортная реформа
© Форпост Северо-Запад

Последние несколько лет общественный транспорт Петербурга отличается стабильностью в повышении цен на проезд. В 2019-м за «путешествие» на автобусе пассажир отдавал 40 рублей, в 2020-м приходилось отсчитывать уже 50, в 2021-м — 55, а в 2022-м — 60.

В прошлом году на ситуацию обратило внимание даже сатирическое издание «Панорама» — СМИ выпустило шуточный материал о том, что в городе в пять раз увеличится цена автобусного билета. Тогда губернатор Александр Беглов резко отреагировал на публикацию и собирался идти в полицию с жалобой на юмористическую новость, которая частично оказалась пророческой.

Менее чем через год после этого инцидента стало известно, что местное правительство вновь намерено повысить стоимость проезда. Так, по данным СМИ, уже в 2023-м жителям и гостям города придётся отдавать кондуктору 65 рублей. И если в предыдущие годы петербуржцы могли сэкономить, доезжая до дома на маршрутке, то с переходом на новую модель транспортного обслуживания (НМТО) их лишили данной возможности.

Транспортная реформа преподносилась как решение проблемы долгого ожидания автобусов, эффективная борьба с пробками, переосмысление маршрутов для комфорта горожан, а также повышение экологичности составов и их уровня безопасности.

Однако планы властей были частично нарушены санкциями в отношении России: примерно на половине маршрутов остались старые дизельные составы вместо заявленных газовых с высоким эко-классом. Кроме того, пассажиры жаловались на нерабочие кондиционеры в летнее время, огромные очереди на остановках, а депутатов не устроили неудобные новые схемы проезда.

«Форпост» решил разобраться в проблеме и выяснить, как город доказывает эффективность транспортной реформы, обслуживая петербуржцев, которых лишили альтернатив передвижения по городу. Для этого корреспондент побывал на пяти окраинах Северной столицы, где были проблемы с перевозкой пассажиров, во многом связанные с большим количеством людей из-за плотной застройки земель.

Следующая остановка — станция метро «Купчино»

№ 186 заменил маршрутку № К-287

№ 190 усилен автобусами

№ 256 новый маршрут

№ 342 заменил маршрутку № К-342

В Купчино мы проверили четыре автобусных маршрута: № 186 («Пассажиравтотранс»), 190 («Пассажиравтотранс»), 256 («Домтрансавто») и 342 («Вест-Сервис»), на которых, несмотря на заявления комтранса, всё ещё ходят старые дизельные автобусы белого цвета. Исключением стал 256-й, укомплектованный лазурными составами на газомоторном топливе.

Транспортная реформа
© Форпост Северо-Запад

Так, 7 сентября по плановому интервалу движения в 10 минут (с 10:00 до 16:00) без каких-либо проблем, а порой и с опережением графика, работал лишь автобус № 186.

Транспортная реформа
© Форпост Северо-Запад

На 190-м были замечены ощутимые задержки: состав прибыл на остановку за 22 минуты, вместо заявленных девяти (11:39 — 12:01).

Транспортная реформа
© Форпост Северо-Запад

Нарушил расписание и 256-й — его пришлось ждать не 11 минут, а 18 (11:34 — 11:52).

Транспортная реформа
© Форпост Северо-Запад

«С 1 июня на улицах Московского и Кировского районов появятся новые автобусы с номером маршрута 256. Они будут курсировать от станции метро "Купчино" до проспекта Маршала Жукова. <...> Интервалы движения на маршруте № 256 составят 8-12 минут в будние дни, 12-20 минут в выходные», — говорилось в февральском анонсе комтранса.

Информация сервиса «Яндекс.Карты» доказывает, что в этом время в районе не было каких-либо пробок.

Missing материал.

Наибольшее количество претензий возникли к «подопечному» «Вест-Сервиса». На областной маршрут № 342 в сторону Пушкина в будний день собралась огромная очередь. Когда состав подъехал, его пытались взять штурмом около 30 человек.

Транспортная реформа
© Форпост Северо-Запад

Следующая остановка — станция метро «Проспект Ветеранов»

Несмотря на то, что на «Ветерках» уплотнительной застройки значительно меньше, чем в Купчино, петербуржцам порой приходилось дожидаться своего места в маршрутке № К-103. От лихого транспорта комтранс избавился в рамках НМДО с 1 июня, предложив горожанам лазурные низкопольные «газовые» автобусы.

Транспортная реформа
© Форпост Северо-Запад

За пару месяцев маршрут доказал свою актуальность и с 7 сентября на линию выпустили дополнительные составы.

«Сегодня на автобусные маршрут № 103 <...> вышли дополнительные автобусы. <...> Среднее время ожидания на остановках маршрута № 103 уменьшится на три минуты и составит 13-15 минут в пиковое время», — сообщила пресс-служба ведомства в августе.

Как выяснилось, обещанные автобусы № 103 («Вест-Сервис») курсируют в точном соответствии с расписанием (12:55 — 13:13). На остановке «Форпост» также проверил маршруты транспортной реформы № 203 (13:15 — 13:23) и № 256 (13:11 — 13:22). Их водители также не допустили опозданий. Ими управляют «Пассажиравтотранс» и «Домтрансавто» соответственно.

Транспортная реформа
© Форпост Северо-Запад

Следующая остановка — станция метро «Улица Дыбенко»

На Дыбенко мы проверили автобусы № 228 («Пассажиравтотранс») и № 285 («Третий парк»), которые появились благодаря новой модели транспортного обслуживания. Последний заменил коммерческую маршрутку № К-385.

Транспортная реформа
© Форпост Северо-Запад

Несмотря на частую загруженность перекрёстка проспекта Большевиков с улицей Дыбенко, а также соседство жилых массивов Кудрово, лазурные составы ходили в оба направления в соответствии с плановым расписанием.

Однако стоит отметить, что остановку в сторону проспекта Солидарности «оккупировали» автобусы № 596А компании «Питеравто» (входит в «Национальную транспортную ассоциацию»). Они стояли на жёлтом зигзаге, пока не заполнятся, вынуждая другой общественный транспорт высаживать пассажиров со второй полосы.

Транспортная реформа
© Форпост Северо-Запад

Следующая остановка — «Арцеуловская аллея»

На прошлой неделе, 7 сентября, в Сети опубликовали фото больших очередей на остановке у ЖК «Чистое небо» на Комендантском проспекте. Десятки жителей муниципального образования Каменка, плотно застроенного многоэтажками, кучковались в ожидании трансфера до ближайшей станции метро.

«Утро на остановке "Арцеуловская аллея" начинается с толпы и давки. Всего на районе две остановки. И их катастрофически не хватает для всех желающих уехать. Местные жители переживают, что же будет дальше, ведь недавно начали выдавать ключи от квартир сразу в двух новеньких ЖК. И сетуют на властей, что убрали маршрутки. Их было много и они были быстрее», — писали в Telegram-канале «Раньше всех. Петербург».

Missing материал.

Новость быстро разлетелась по городским СМИ и в комтрансе обратили внимание на проблему: через пять дней крайне популярный маршрут усилили двумя троллейбусами № 23 (с 12 сентября) и автобусами № 127/127М (с 13 сентября).

«Таким образом, каждый будний день 30 автобусов будут выполнять 420 рейсов в будние дни, а в выходные дни — 18 автобусов будут выполнить 312 рейсов. Также будут назначены дополнительные 18 рейсов на участке от Арцеуловской аллеи до Комендантской площади (станция метро "Комендантский проспект")», — сказали в пресс-службе ведомства.

Транспортная реформа
© Форпост Северо-Запад

«Форпост» решил проверить, помогают ли два автобуса справиться с непрекращающимся потоком жителей новых ЖК. Как выяснилось, толпы горожан никуда не исчезли. Они не иссякали даже после отправки составов, курсирующих с интервалами в пару минут.

По словам местных жителей, в эпоху маршруток обстановка на Арцеуловской была не лучше, хоть очередей и было меньше. Микроавтобусы часто провоцировали пробки, не имели расписания и работали по критерию заполняемости.

Одна из пассажирок призналась, что не заметила особой разницы после усиления 127-го маршрута, но была рада дополнительным составам.

Транспортная реформа
© Форпост Северо-Запад

Несмотря на старания комитета решить проблему на Арцеуловской, порой составы отбивались от графика. В такие моменты минимальная задержка в 5-7 минут становилась причиной столпотворения на остановке.

Конечная

Транспортная реформа в Петербурге за короткий период времени не смогла полностью избавить город ни от очередей, ни от задержек движения общественного транспорта. При этом избавление от маршруток развязало руки местным властям, давая возможность быстро реагировать на жалобы местных жителей — усиливать и корректировать маршруты.

Под сомнение также попадает реализация обещания Смольного сделать Северную столицу чище, отказавшись от дизельных составов. Санкции в отношении России повлияли на закупку экотранспорта. Те единицы, что уже приобрели у Белоруссии, систематически самовоспламенялись. Представители производителя говорили, что это происходило из-за рестрикций — сменились поставщики деталей.

Кроме того, в апреле сообщалось, что российским автоконцернам могут разрешить выпуск транспортных средств низкого экологического класса «Евро-0», который действовал в западных странах ещё в 90-х.

В начале сентября петербургский комтранс подготовил заявку на дополнительное финансирование в 2023 году в размере 38 миллиардов рублей к 16 существующим. Часть денег хотят направить на субсидии перевозчикам, а это говорит о возможном увеличении стоимости проезда. Возникает вопрос, справедливо ли прибавлять 8,3% к цене билета, если условия для пассажиров остались на «дореформаторском» уровне.